Заказать звонок

Оставьте свой номер и наш специалист перезвонит Вам и проконсультирует по интересующим вопросам

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская
Теги

Обновленная программа MBA добавляет практические навыки, оспорив статус-кво

19.01.2016

5836.jpg

Удовлетворение быстро меняющихся потребностей организаций-работодателей — задача непростая. Бизнес-школы постоянно балансируют на острие ножа. Те, кто медлит с изменениями, рискуют заслужить репутацию закостенелых традиционалистов. Другие, регулярно исправляющие свои программы, могут показаться легко поддающимися влиянию господствующих ветров.

Продолжающиеся дебаты вокруг использования бизнес-школами ситуационного анализа — это лишь один пример. Хотя разбор случаев из практики и способен подготовить студентов к широкому спектру различных исходов, Ли Чонг, главный управляющий World Economic Forum, жалуется на то, что в этом случае «не берется в расчет то, как все происходит в действительности. Информация изложена столь четко, что места для неясностей мира не остается вовсе... В реальном же бизнесе очень часто встречаются двусмысленность и неопределенность».

Как только работодатели ставят под вопрос ценность MBA-программ, школы реагируют исправлением учебных планов, внедрением новых специальностей и изменением методов преподавания. На недавней конференции, посвященной курсам обучения, Association to Advance Collegiate Schools of Business провела опрос. Обнаружилось, что около 64% респондентов корректируют свои программы. Движение в ногу с быстро изменяющимися требованиями современного бизнеса может вызывать затруднения, но для программ MBA XXI века — особенно международного уровня — это жизненно необходимо.

Хотя образование в сфере бизнеса должно выдерживать испытание временем, корпорации, не реагирующие на рыночную ситуацию, обычно исчезают. Чтобы понять, как одна из бизнес-школ боролась с такой динамикой, оценим недавние изменения в нидерландском Nyenrode Business Universiteit. Здесь обновленная программа MBA сфокусирована в большей степени на общем управлении, а не на специализированных нишах.

В центре пересмотренного учебного плана — практические навыки


С самого своего возникновения Nyenrode Business Universiteit — единственный частный университет в Нидерландах — неразрывно связан с бизнес-сообществом. Расположенная под сводами замка XIII века школа была основана сразу после Второй мировой войны. Надеясь на восстановление экономического могущества Нидерландов, группа генеральных директоров датских компаний KLM, Shell, Unilever и Phillips создали заведение, которое должно было стать гибким и передовым. Девизом его была выбрана фраза «for and by business».

Сегодня, в эру глобальных инноваций, школа стремится быть в первых рядах образования в сфере бизнеса. Начиная модернизацию своей International MBA-программы, Nyenrode провел исследование, выясняя, из чего должно состоять бизнес-образование и какие результаты от него ожидаются. Университет изучил программы по всему миру. Также были получены сведения от фокус-группы, составленной из собственных студентов и выпускников заведения.

«Пересмотр программы позволил участникам сформировать себя в практическом плане, предлагая приобщение к реальному бизнесу в атмосфере нескольких наиболее уважаемых международных компаний»,— объясняет Альда Шабанай, выпускница International MBA и менеджер по работе с клиентами в SABIC Netherlands.

По мнению Nyenrode Business Universiteit, лучший способ подготовки к будущему в бизнесе заключается в немедленном погружении учеников в работу. Это означает сокращение количества времени, которое студенты проводят в аудиториях, анализируя учебные примеры, в пользу практического подхода к образованию. Учащиеся овладевают ключевыми навыками, работая в компаниях. Это дает им неоценимый профессиональный опыт и делает центром обучения практику. Преподаватели служат одновременно бизнес-консультантами и научными руководителями.

По словам программного директора International MBA, Кристо Нела, «Бизнес — это не отдельные курсы, а набор взаимосвязанных жизненных практик. Наша обязанность состоит в создании программы высшего образования, подготавливающей людей к работе. Для этого необходимо, чтобы ситуация была максимально близка к реальности. Новая структура нашей программы содержит именно то, что студенты и работодатели хотят получить от MBA».

Традиционные предметы — бухгалтерский учет и статистика — остаются частью фундаментального обучения, ведь они по-прежнему являются принципами бизнеса и менеджмента. Концентрация на том, что Nyenrode Business Universiteit называет «необходимыми бизнес-навыками», также предусматривает включение множества тем: информационная модернизация и цифровое кодирование, стратегия развития, рыночная экономика, глобализация и конкурентоспособность и другие. Такой мультидисциплинарный подход отражает сложность современного бизнеса.

Благодаря модернизации, эти бизнес-практики будут существовать не как отдельные островки, а окажутся взаимосвязанными, что подготовит студентов к встрече с требованиями руководителей. Полученные в классах навыки будут проверяться во время ведения проектов внутри компаний, обеспечивая учащихся опытом практической работы.

В дальнейшем постигать примеры из реальной жизни помогут регулярные сессии «Встреч с генеральными директорами». Университет будет использовать широкую сеть связей с компаниями для работы с управленцами, готовыми проводить презентации и давать рекомендации по проектам.

В онлайн-пресс-релизе Nyenrode Business Universiteit объяснил, как «Новая программа опережает традиционные MBA, предоставляющие обособленные курсы и модули. Она сконцентрирована на формировании ключевых навыков, соответствующих требованиям бизнеса и менеджмента, и позволяет студентам овладевать этими умениями, работая с компаниями над проектами в режиме реального времени».

В обновленной программе на 30% сокращено количество лекций. Это освободило время для получения практического опыта в процессе работы над проектами в компаниях, а также для концентрации на карьерном росте и развитии персональных лидерских способностей. Пересмотренные бизнес-курсы объединены с коучингом и тренингами, направленными на совершенствование лидерских навыков.

Развитие лидерства

Вероятно, больше всего недостатков многих MBA-программ кроется в сфере формирования лидерских способностей. Причин тому множество, но автор статей Forbes, Дрю Хансон, выделяет 3. Хансон полагает: в то время как лидеры должны понимать людей, большинство MBA-программ фокусируется на цифрах, и слишком часто они уделяют внимание стратегии, а не практической реализации. Еще сильнее его беспокоит, что «лидеры видят полную картину, а MBA, к несчастью, преподает отдельные курсы. Лидеры создаются в горниле жизни, а не в аудиториях».

В качестве элементов подготовки по развитию лидерских способностей International MBA уже использует такие инструменты, как коучинг в однородных группах и критическое рассмотрение упражнений по лидерству. Nyenrode также разрабатывает новые средства, которые позволят оценивать навыки лидерства (и их эволюцию) в рамках International MBA-программы.

Внедряя тренинги по формированию персональных лидерских способностей в свою International MBA-программу, Nyenrode Business Universiteit стремится создать следующее поколение менеджеров, способных совершенствовать продукты и услуги, влияющие на жизнь во всем мире. 

Изменения в International MBA будут вноситься в течение трех лет, начиная с октября 2015 года.

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult.+

Оригинал


« Вернуться назад

Тэги: MBA, поступление в зарубежный университет, полезные советы, образование за рубежом, образование