Мартин Бём, декан IE Business School в Мадриде, считает, что новая модель смешанного обучения (liquid learning) – это будущее бизнес-образования.
Когда журналист BusinessBecause впервые общался с Мартином Бемом, Испания была в самом разгаре карантина. Никаких встреч с друзьями или коллегами; полный запрет на занятия спортом в залах или на воздухе; и, конечно же, никаких очных занятий в школах и университетах.
Быстро отреагировав на изменение обстоятельств, IE сразу же перешла в онлайн и перевела все занятия и другие мероприятия на кампусе в дистанционный формат.
То, как бизнес-школы отреагировали на кризис и сейчас преподают на своих программах, может стать новым стандартом в бизнес-образовании.
Лично для Мартина формат смешанного обучения и есть тот самый ответ на вызовы будущего.
________________________________________Тенденции в сфере MBА и влияние COVID-19 на них
Карьера Мартина в IE началась в 2006 году, когда он впервые пришел в университет в качестве профессора по маркетингу. Он стал свидетелем стремительного роста программ бакалавриата и магистратуры в бизнес-школе, прежде чем взять на себя роль декана в 2017 году.
За это время бизнес-образование претерпело значительные изменения.
Прежде всего, бизнес-школы стали действительно международными, причем, как со стороны студентов, так и преподавательского состава. Многие школы намеренно привлекают кандидатов как можно более разных бэкграундов для разнообразия на программах. Например, в IE учится более ста национальностей.
«Студенты приезжают не только из Европы, но и со всего мира», - говорит Мартин.
В свете пандемии COVID-19 это создает дополнительные сложности. Так, Латинская Америка, откуда приезжают многие студенты IE, переживала пик пандемии через несколько месяцев после Европы, и ее ситуация остается неопределенной.
«Мы считаем, что ситуация с вирусом может продолжиться и ограничения на передвижение могут быть продлены во многих частях мира, что также затронет наших учеников», - говорит Мартин.
Решением проблемы является второй тренд в бизнес-образовании, который наметился задолго до пандемии.
Произошел переход к онлайн и смешанным (blended) форматам – в IE, например, еще до пандемии популярностью пользовались программы Global Online MBA и Executive MBA, на которых бОльшую часть времени студенты учатся удаленно, но регулярно приезжают на очные периоды в Мадрид.
Если учесть, что ограничение на международное перемещение будет сохраняться, онлайн-обучение может стать спасительной соломинкой для тех, кто хочет получить западное образование.
«В случае повторного введения карантина нам, возможно, придется переключиться обратно на 100% онлайн. Поэтому мы должны быть готовы к любому сценарию», - говорит Мартин.
________________________________________Необходимость liquid learning
Новая модель смешанного обучения (liquid learning), внедренная в IE University этим летом, способна решить эти проблемы. Студенты смогут самостоятельно выбирать, посещать им занятия на кампусе или по интернету, и каждая программа будет доступна как в онлайн, так и оффлайн форматах.
«Речь идет о высоко адаптируемом подходе к обучению и беспрепятственном переходе из одного формата в другой, чтобы найти наиболее оптимальный вариант для каждого студента», - говорит декан IE Business School.
Безусловно, это потребовало определенных изменений в самой бизнес-школе. Классные комнаты стали «гибридными»: с модернизированными камерами и микрофонами, а также большими экранами, на которые выводятся видео студентов, подключающихся по интернету.
В IE все эти новшества воплощены в так называемой WOW Room (Window of the World) - мультимедийном интерактивном учебном пространстве, оснащенном большими экранами, голограммами преподавателей, технологиями распознавания эмоций и другими новшествами для максимальной интерактивности учебного процесса.
Мартин видит конечную цель этой глобальной трансформации просто:
«Неважно, застряли ли вы на карантине или по другим причинам в Боготе, Нью-Йорке или Мадриде. Вы все равно сможете посещать занятия».
________________________________________Может ли обучение проходить полностью онлайн?
Исследования показали, что некоторые вещи могут работать лучше в Интернете. Онлайн-дискуссии, в ходе которых студенты обсуждают и находят решения кейсов, - один из таких примеров.
Мартин размышляет о времени, потраченном студентами для того, чтобы разбиться на группы, найти свободную аудиторию для групповой работы, «раскачаться», сходить за перекусом и вернуться в аудиторию.
В онлайн же профессор делит студентов на группы одним щелчком мыши и еще одним щелчком возвращает их обратно в класс.
Но все ли так идеально гладко? Мартин считает, что спонтанные моменты, как, например, поболтать с кем-то после пар или случайно встретиться в кафе, бесценны и составляют основу нетворкинга.
«Поэтому мы настаиваем на гибком обучении, которое берет все лучшее из онлайн и оффлайн форматов», - говорит Мартин.
Будущее степени MBA
Мир кардинально меняется, и выпускники бизнес-школ должны быть готовы к этим переменам.
«Во время пандемии мы заметили, что некоторые навыки, которые были менее важными раньше, стали крайне полезными в сегодняшних условиях».
Например, человеческие качества, такие как коммуникация, эмпатия и креативность, стали решающими в условиях автоматизации многих функций.
Критическое мышление также вышло на передний план.
«Вызовы, с которыми мы как менеджеры будем сталкиваться в будущем, будут насколько сложными и нетривиальными, что недостаточно будет просто уметь запоминать готовые решения и модели, которые работали в прошлом».
Все это вселяет уверенность в то, что степень MBA и в будущем не потеряет своей актуальности.
«Одна из лучших инвестиций, которую может сделать каждый, - это инвестиция в себя, свой опыт и личностное развитие», - говорит Мартин.
Автор перевода — Анна Ютербок, выпускница программы Master in Corporate Communications IE Business School.