Используйте выступление Натали Портман в качестве источника вдохновения для формирования студенческой самооценки.
Прошлым летом Натали Портман выступила с речью на церемонии вручения дипломов перед будущими выпускниками Гарварда.
Стояла отличная погода. Перед сценой на солнышке грелись одни из умнейших студентов мира, собравшиеся послушать эту состоявшуюся актрису и выпускницу Гарварда. Они услышали от нее ценное напутствие: она рассказала им, как достичь величия, как выделяться среди других, как заполучать заветные призы и овладевать сердцами и умами будущих коллег.
Натали не дает какого-то, достойного Оскара, секретного рецепта, позволившего ей достичь вершин успеха в ее жизни. Напротив, речь Натали совершенно безупречна именно потому, что она просто описывает, насколько исключительно несовершенной часто казалась ей ее судьба.
Будучи ребенком, Натали ходила в частную старшую школу в Лонг-Айленде. У ее одноклассниц были дорогие сумочки и выпрямленные волосы, они говорили с акцентами, которые Натали старалась копировать, чтобы вписаться в их компанию. Она объясняет, что ее товарищи не обращали внимания на то, что она была актрисой. Куда сильнее их занимала ее привычка носить рюкзак, который по размерам превосходил ее саму, и ее постоянно вымазанные корректором руки.
Натали была занудой — умным ребенком, не любившим делать ошибки.
Оказавшись в Гарварде, она сохранила свое амплуа: она по-прежнему оставалась ботаником, и ей все еще не нравилось ошибаться. Она боялась, что люди решат, что в университет она попала благодаря своей славе знаменитой актрисы, и что она не достойна интеллектуального уровня такого элитного заведения.
Натали была в панике. Она чувствовала себя совершенно ошеломленной. Ее беспокоил и пугал другой первокурсник, гордо заявлявший без тени иронии, что однажды он станет президентом США. Она с ужасом слушала, как они пускают пыль в глаза, говоря, что по сравнению со старшей школой нагрузка в Гарварде «смешна».
Натали старалась не отставать. Она размышляла над своей задачей, создавая работу за работой, и заканчивала их емким девизом: «Сделано — еще не значит хорошо». Хотя то, что Натали была так сильно сбита с толку и разочарована своими невероятными достижениями в Гарварде, кажется мне странным, я все равно вижу в ней себя. Натали была так поглощена результатами своей научно-исследовательской деятельности, что потеряла из виду цель обучения.
Оказавшись в ведущем университете, я была совершенно растеряна, очень смущена успехом своих сочинений и потрясена талантом тех, кто меня окружал. Как меня могли воспринимать всерьез в таком месте?
К тому же Натали, как и я, перфекционист. Ничто из сделанного ею никогда не казалось ей достаточно хорошим, ведь она постоянно сравнивала себя с другими — с золотым эталоном достижений, который будет существовать вечно, если вас окружают талантливые люди. Будучи членом семьи ученых, Натали жаждала, чтобы в Гарварде ее воспринимали всерьез. Она стремилась придать своей работе смысл и добиться чего-то, но на эмоциональном уровне ей было сложно сделать это.
Себя я тоже обнаруживал в трясине из эссе, как по волшебству возникавшей под влиянием желания «просто выполнить» работу. Я тоже упорно трудилась от рассвета до заката, выстраивая прекрасные узоры из цитат, готовясь очаровать своего преподавателя и ошибочно считая, что я действительно что-то познала.
Я тоже превратилась в машину для создания эссе.
В научно-исследовательской деятельности серьезность ради серьезности приведет вас в тупик. Моральные критерии и самооценка не связаны с хорошими отметками и высшими баллами. В действительности, оценка хорошо написанной работы — это просто символ того, что ради ее создания вы расширили границы своих знаний.
В центре внимания должно быть не количество проделанной вами работы. Вы должны получать удовольствие от красоты изысканий. Главное, чтобы все было «хорошо», а не «превосходно» или «закончено». Удовольствие, которое доставляет нам каждый момент обучения, порождает радость в тех, с кем мы можем поделиться своими находками. Если мы не способны почувствовать счастье и воодушевление, даруемые нам учебой, то их не испытают и те, кого мы жаждем впечатлить.
По-моему, научиться быть перфекционистом — значит, принять все это. Перестать фантазировать об отличных отметках и идеальной работе. Настолько погрузиться в учебник или исследовательскую работу, чтобы забыть о самом факте существования однокурсников, университета и преподавателя.
Принять момент, наслаждаться чтением учебников ради самого чтения и ежедневно делать очень маленькие практические шаги в сторону достижимых целей, при этом не позволяя им определять, кто вы и куда идете.
Натали потребовалось немало времени, чтобы понять, что же было самым важным в Гарварде. Я до сих пор не уверена, что ей это удалось. Кажется, по прошествии времени она адекватно оценила те трудные времена, которые выпали здесь на ее долю. И смогла поразмышлять над моментами, когда она плакала, встречаясь с профессорами, испытывая триумфальную гордость от того, что она больше не является одинокой и испуганной студенткой. Теперь она осознает, что значение имеет именно сама дорога, и награды, которые мы получаем за свои усилия, ценны, только если мы наслаждаемся опытом, полученным в процессе их достижения.
Натали в конце концов поняла: ее призвание — это актерство. Закончив Гарвард, она не основала новую компанию и не стала получать докторскую степень в отличие от многих своих сокурсников. Вместо этого она продолжила рассказывать истории, научилась танцевать, играть и режиссировать на многих языках. Для нее оказалось возможным отправиться по менее исхоженной дороге. Самое важное, она концентрируется на самом пути, а не на том, куда он ведет.
Если вы такой же перфекционист, как и я, попробуйте сосредоточиться на тропе. Постарайтесь не думать об отметках, а просто наслаждайтесь каждым моментом обучения.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult