Преподаватели могут играть важнейшую роль в определении студентов, которые нуждаются в помощи, мотивируя их обратиться за поддержкой.
Репутация студентов: гораздо проще считать их ленивыми, не пытающимися ничего добиться людьми, чем понять, почему у них появляются проблемы.
Когда начинается новый учебный семестр, у многих недавно поступивших студентов начинаются проблемы с учебой и не только. Многие из них впервые уехали так далеко от дома, а кто-то даже приехал из другой страны. Им нужно научиться жить и учиться самостоятельно. Учитывая все изменения, произошедшие в жизни студентов, неудивительно, что многие из них сталкиваются с эмоциональными сложностями во время учебы в университете.
Количество запросов на индивидуальные консультации с 2008 года увеличилось на треть, и, как сообщили представители университетов Великобритании, значительно возросло количество студентов, ищущих поддержки и помощи. Несмотря на то, что многие факультеты предлагают своим преподавателям пройти специальные курсы, и то, что сейчас стали готовить специалистов, помогающих студентам справиться с возможными сложностями, этого не всегда достаточно, чтобы реально помочь молодым людям решить их проблемы эмоционального характера.
Обычно главную роль в учебном процессе, особенно в первом семестре, для студентов играют преподаватели. Однако у них не всегда получается уделять время проблемам студентов, в первую очередь, из-за элементарной нехватки времени. Однако существуют некоторые вещи, которые преподаватели вполне могут сделать, чтобы убедиться, что проблемные студенты не замыкаются в себе и готовы принять помощь. Вот 10 советов от профессионалов в этой области:
1) Узнайте о центрах поддержки, которые есть в вашем университете
«Хочу призвать всех преподавателей узнать информацию о центрах, находящихся в их университете, которые оказывают социальную поддержку нуждающимся в этом студентам, чтобы при необходимости они могли предложить им посетить это место». (Крис Твайн, директор студенческого центра, University of Birmingham)
2) Будьте открытыми
«Постарайтесь быть открытыми и чуткими по отношению к студентам, помните, что их поведение на людях не всегда отражает то, что они чувствуют на самом деле. Это может быть проще, чем вам кажется, ведь часто то, насколько студент чувствует себя нужным, зависит от того, знают ли преподаватели его имя. Никто не ждет от вас, чтобы вы помогли студентам справиться со всеми их проблемами, но очень важно, чтобы вы помогли им не чувствовать себя изолированными от коллектива и ненужными». (Крис Тилл, старший преподаватель кафедры социологии, Leeds Beckett University)
3) Понимайте, когда не нужно навязывать свою поддержку
«Некоторые преподаватели знают, как поддержать студентов, и это получается у них естественно. Другим, возможно, не очень хочется это делать, и поэтому им лучше вообще не пытаться оказывать поддержку. Иногда у того или иного преподавателя может быть просто недостаточно опыта – это может привести к чрезмерной поддержке, что вряд ли понравится любому взрослому человеку, в том числе, и студенту.
Если перейти грань, то ваше желание помочь студенту приведет абсолютно к противоположному. А может случиться и такая ситуация, что поддерживать одного студента одновременно ринутся много разных людей – бесконечная поддержка попросту займет все свободное время этого бедного студента». (Дебора Грин, руководитель отдела поддержки и благополучия студентов, University of Sheffield)
4) Не бойтесь слез
«Преподаватели не должны считать себя консультантами или экспертами по оказанию поддержки. Не бойтесь слез – на всякий случай, держите в своем кабинете упаковку одноразовых платочков. Если студент обращается к вам за помощью, он думает, что вы сможете ему помочь, поэтому сделайте это, несмотря на то, насколько вы заняты в этот момент.
Безусловно, у преподавателей просто огромная загрузка, и им бывает очень сложно бросить все свои дела и сосредоточить внимание на одном студенте, который стучится в дверь. Но если вы уделите ему хотя быть пять минут, это может изменить очень многое. Студенты будут более склонны искать поддержку в будущем, и это очень важно». (Эмма Нельсон, менеджер по работе со студентами, школа социологии и социальной политики, University of Leeds)
5) Не мучайтесь угрызениями совести, если не смогли устранить проблему на ранней стадии
«Очень сложно понять, что студент нуждается в помощи. Если на людях он ведет себя как обычно, а потом стучится в вашу дверь, и оказывается, что все далеко не так радужно, не стоит себя винить, что вы не смогли заметить его проблему раньше. Всем нам очень сложно просить о помощи, даже если мы в ней нуждаемся, и, как правило, мы не делаем этого до тех пор, пока это не становится просто необходимым». (Эмма Нельсон)
6) Будьте понимающими – но давайте сесть себе на шею
«Студенты нуждаются в налаживании человеческих отношений со своими преподавателями, не нужно отказывать им в помощи и просто отправлять «к специалистам».
Это может ввести в замешательство молодых ученых – на курсах их не учат, что сначала студент просить увидеться и пообщаться, а потом начинает заливаться слезами. Преподаватели должны дать своим ученикам человеческое тепло и сочувствие, но также им следует понимать, что в некоторых проблемах они просто не в силах помочь». (Ева Мартин, преподаватель английское литературы, Lincoln University).
7) Подумайте практически, как вы можете помочь
«Вы очень мало сможете помочь студентам, если будете зацикливаться на том, как вам жалко их, или скажете им, насколько вы опустошены и подавлены, услышав об их проблемах. Кому-то, возможно, просто хочется излить вам душу, другим нужна ваша помощь в том, чтобы вернуться на правильный путь. Порой вы можете быть просто не в состоянии решить какую-то проблему или изменить обстоятельства, но вы можете ободрить студента, и он выйдет из вашего кабинета не таким расстроенным, с чувством, что он получил поддержку.
Самые обычные мелочи могут действительно помочь студентам, которые столкнулись с проблемами: вы можете кратко обсудить с ними, как организовать сроки выполнения срочных задач; встретиться, чтобы проверить прогресс; обратиться к другим преподавателям, задания которых студент не может выполнить в срок. Не забывайте о конфиденциальности: не отправляйте письмо всему факультету, подробно объясняя проблему вашего студента; это может нарушить доверие к вам, если, студент, конечно, не давал вам разрешения сделать это». (Надин Мюллер, преподаватель английской литературы и истории культуры, Liverpool John Moores University)
8) Не нужно строить предположения о своих студентах
«Если вы заметили, что студент систематически не посещает занятия, спросите его одногруппников, почему он отсутствует. Не нужно строить предположения о своих студентах; вы не можете знать все о их жизни, о том, с какими проблемами они сталкиваются. Гораздо проще считать, что студенты просто ленивы и не хотят приложить достаточно усилий для достижения целей, чем выяснить, почему они пропускают занятия или плохо выполняют задания». (Надин Мюллер).
9) Знайте пределы своих возможностей и обязанностей
«Есть специально обученные люди, которые могут помочь студентам с их проблемами, в чем бы они ни состояли, поэтому убедитесь, что вы можете обеспечить уверенный план действий, который включает в себя не только вашу поддержку, но и помощь специалистов, находящихся за пределами учебной жизни студента. Чего вам не стоит делать, так это проводить консультацию по теме, не связанной с вашей профессиональной сферой, советовать, какие лекарства принимать и т.д. Лучше направьте студента в консультационный центр или другую организацию, которая может оказать необходимую помощь.
Студентам гораздо проще двигаться вперед, опираясь на вашу поддержку, но если это будет происходить постоянно и чрезмерно, то не приведет ни к чему хорошему. Вы можете помочь им справиться с проблемами, но вам не нужно решать проблемы студентов за них». (Надин Мюллер)
10) Будьте примером для своих студентов
«Если вы будете поддерживать гармонию в душе своих студентов, вам нужно заботиться и о себе. Вам часто приходится помогать им расставить все по полочкам, когда на них наваливается слишком много проблем. Не так-то просто стать хорошим примером для подражания, когда дело касается эмоционального благополучия, но если вы не будете следить за собой, то не сможете помочь студентам справиться с их проблемами». (Надин Миллер)
На что стоит обратить внимание
Несмотря на то, что главной задачей преподавателей не является решение эмоциональных проблем студентов, они могут центральную роль в выявлении проблем и мотивировании студентов обращаться за помощью. Итак, на что же преподавателям нужно обратить внимание? Шарлотта Воган, специалист UCL по психическому здоровью и психическим отклонениям предлагает обратить внимание на следующие признаки:
- Говорил ли студент, что чувствует себя нехорошо, или обращался за помощью?
- Есть ли что-то необычное во внешности студента? (очень низкий вес, отсутствие личной гигиены и пр.)?
- Есть ли что-то необычное в речи студента (взволнованная речь, очень тихая, очень громкая)?
- Ведет ли себя студент как-то необычно (резкие перемены настроения, плаксивость, чрезмерная усталость)?
- Исходит ли от студента необычный запах (запах алкоголя или марихуаны)?
- Выражают ли коллеги или сверстники обеспокоенность состоянием студента?
- У студента много проблем и конфликтов, связанных с отношениями со сверстниками или преподавателями?
- Студент угрожает причинить вред себе или кому-то другому? Подобные кризисные ситуации довольно редки и требуют немедленных действий (к примеру, остаться со студентом, позвонить 999, попросить коллег о поддержке).
- Как долго студент ведет себя не как обычно? У каждого могут быть неудачи или стресс, но если проблема не решается на протяжении уже нескольких недель, это может означать нечто серьезное.
- Прислушайтесь к своей интуиции – вы видите студента и чувствуете, что что-то не так, даже если не знаете, в чем именно состоит проблема? Ни от одного работника университета не ожидается, что он сможет определить проблему, связанную с эмоциональным здоровьем, самостоятельно. Поделитесь своими мыслями с менеджером или коллегами как можно быстрее.
Автор статьи — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult