В последнее время стало популярным получение степени МВА.
МВА – аббревиатура, широко известная во всем мире, и происходит от английского Master of Business Administration – мастер делового администрирования.
Не стоит думать, что это ученая степень, обладатель этой степени лишь подчеркивает свой профессионализм в сфере управления бизнесом. В рамках программ МВА, которых в мире насчитывается свыше двух с половиной тысяч, основное внимание уделено основам ведения бизнеса и его менеджменту, однако наряду с этим, дается материал и по узкому направлению каждой из программ.
Пройти обучение в бизнес-школах могут люди с высшим образованием, при наличии опыта работы в бизнесе. Обучение платное и его цена довольно прилична, в среднем по миру около 40 тысяч долларов.
Одним из удобных инструментов в системе МВА является так называемый нетворкинг. Выпускники бизнес-школ, в первую очередь, отмечают наличие данного инструмента в учебе, ведь по сути дела нетворкинг представляет собой общение учащихся в системе МВА (а это уже состоявшиеся бизнесмены) между собой. Такого рода общение приводит к установлению новых деловых контактов, а это в свою очередь способствует развитию бизнеса и приводит к его прогрессу.
Стоит отметить, что такое общение происходит не только в границах одной группы, но и в рамках всей школы, или даже других бизнес-школ, ведь в электронный век, благодаря Интернету происходит стирание привычных географических границ. Однако налаживанием деловых связей и развитием бизнеса нетворкинг не ограничивается. Так, например, согласно опросам среди слушателей системы МВА и ее выпускников, свыше половины респондентов смогли найти работу благодаря данному инструментарию. Нетворкинг является одной из главных причин при выборе обучения в бизнес-школе для получения степени МВА.
Когда же можно дать старт нетворкингу?
Одним из залогов успешного получения степени МВА является как можно более раннее начало общения с однокурсниками и не только, причем, необязательно ждать начала курса. Общение поможет определиться с выбором конкретной программы обучения, ведь как упоминалось выше, в системе МВА таких программ свыше двух с половиной тысяч. Общение поможет наладить связи с различными людьми и, возможно, в будущем один из них поспособствует получению новой работы или откроет новые горизонты для вашего бизнеса.
Кроме общения во время учебы, многие престижные бизнес-школы создают специальные подразделения, задачей которых является возможность поддержки связи с выпускниками, поскольку география их расположения также широка, как и число бизнес-направлений. При этом выпускники, которые уже занимаются своим бизнесом, порой предлагают свою помощь студентам, проходящим курс МВА. При этом помощь не ограничивается перепиской по электронной почте или общением в Skype, а может быть переведена в режиме личной встречи.
Также пользуется популярностью вариант, когда студент приходит на место работы выпускника и имеет возможность наблюдать за работой последнего в течение дня. Безусловно, такой вариант для студента является отличной иллюстрацией рабочего процесса в реальных условиях, однако лишь небольшое число выпускников предоставляют такой вид помощи.
Как завязать знакомство для создания контакта?
Все бизнесмены, как правило, очень занятые люди, а потому лучшим методом знакомства будет общение посредством электронной почты. Нелишним будет упомянуть в письме человека, который порекомендовал вам обратиться к данному бизнесмену, при этом стоит отправить копию вашего письма и ему. Нередко одной рекомендации бывает недостаточно. Например, одна из выпускниц МВА поделилась своим критерием отбора контактов: она продолжает знакомство лишь при условии наличия 2 и более людей, рекомендовавших ее, поэтому стоит предусмотреть и такие варианты.
Послание должно быть лаконичным, содержать минимум «воды» и давать четкое представление о вас, ваших бизнес-интересах и, собственно, причине вашего обращения именно к этому адресату. В конце послания необходимо поблагодарить за внимание, уделенное вам, и оставить свои контакты.
В первом письме не стоит сразу же просить о предоставлении работы, также не комильфо высылать свое резюме, лучше обсудить эти вопросы при личной встрече, если таковая состоится в будущем. Если вы намерены совершить звонок адресату, то также сообщите об этом в письме с указанием времени звонка. При этом свой звонок вы обязаны сделать в указанное время, тем самым заработав дополнительные очки к репутации. В телефонном разговоре будьте опять же лаконичны и ведите его строго по существу, не распыляясь на отступления.
Следующим этапом создания делового контакта станет организация личной встречи, в строго оговоренном месте и в удобное для выпускника время. Для подготовки тем, которые вы хотели бы поднять во время предстоящей беседы, у вас есть возможность провести некоторые изыскания в Интернете и других доступных информационных базах касаемо выпускника, с которым у вас намечена встреча. Такая подготовка необходима для того, чтобы не задавать лишних вопросов или не попасть впросак во время личной встречи. Стоит отметить, что продолжительность беседы должна быть не больше 20 минут, при этом вы не должны просить о работе. Признаком хорошего тона будет отправка адресату письма с благодарностью после встречи, к примеру, на следующий день.
Мероприятия по приему на работу
Многие бизнес-школы проводят различные мероприятия, направленные на поиск работы для своих студентов и выпускников. Такие мероприятия могут быть как официальными, так и проходить в неформальной обстановке, например, в виде фуршетов, кофе-чатов. При этом рекрутинговые мероприятия могут быть открытыми или по пригласительным билетам. Многие из этих встреч носят необязательный характер, то есть студент не обязан быть на нем. Однако, если вы ищете новые контакты и вам интересно конкретное мероприятие, то его посещение должно войти в ваш распорядок дня.
Нетворкинг является важным инструментом развития карьеры, однако лишь при грамотном его использовании можно достичь результатов. Данный вид поиска работы не терпит навязчивости, здесь важно найти грань приятной настойчивости и научиться быть искренним и открытым в общении, чтобы узнать людей и найти общие с ними интересы.
Автор статьи - Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult