Попасть на наиболее престижные MBA-программы непросто — и вот почему.
Американским бизнес-школам в последнюю пару лет пришлось пережить жаркое время: неуклонно снижалось количество подаваемых заявлений. Поэтому создается ощущение, что в этом году процент зачисления — доля абитуриентов, принятых на MBA, — в элитных вузах несколько увеличился.
Однако на топовых курсах конкурс высок как никогда, и, по словам консультантов по поступлению, это далеко не предел.
По результатам проведенного BusinessBecause анализа, в 10-ке лучших по версии Financial Times школ (в основном американских) показатель приема абитуриентов слегка поднялся — с 10% в 2017 до 10,95% в 2018 году. Такая ситуация наблюдается в 9 из 10 заведений.
Поскольку число заявлений во всех этих вузах по сравнению с предыдущим годом упало — на 6,6% в Wharton и на 4,4% в Harvard Business School — существует вероятность, что приемные комиссии зачислили больше соискателей ради получения талантливых и разнородных классов.
«В связи со снижением количества поступающих и сохранением численности групп бизнес-школам приходится принимать больше кандидатов, чтобы не страдали размеры курсов, — поясняет руководитель консалтинговой фирмы Expartus Чиома Исиадинсо. — Однако абитуриентам не стоит думать, что приглашение теперь достанется им без труда. Их целью по-прежнему должно оставаться создание превосходного пакета документов».
Проценты зачисления показывают, каков ваш шанс оказаться на программе. Бизнес-школы публикуют эти цифры, потому что знают: низкий показатель — это символ престижа, способный увеличить поток заявлений.
Один из партнеров компании Menlo Coaching Дэвид Уайт заявляет: борьба за места на MBA остается серьезной. Он утверждает, что падение числа абитуриентов в США произошло в основном за счет иностранных студентов — предварительно заявивших о себе — из-за изменения правил для визы H-1B, усложняющих процесс получения разрешения на работу в стране.
«Иностранцы все равно составляют львиную долю пула кандидатов в ведущих школах (даже после его сокращения), но при этом в набранных классах они оказываются в меньшинстве, поэтому конкуренция не ослабевает, — замечает он. — Сильных зарубежных абитуриентов по-прежнему в 3—5 раз больше, чем выделенных для них мест».
Как утверждает консультант по вступительным экзаменам Стейси Блекмен, если смотреть с точки зрения разнообразия направлений индустрии, компетенции и географии, то качество MBA-абитуриентов элитных программ существенно повысилось в последнее время. Небольшой рост процентов зачисления на фоне формирования более впечатляющего пула кандидатов может говорить о том, что завоевать место в бизнес-школе становится даже сложнее.
«Сейчас, когда экономика США сильна, и работодатели предоставляют молодым специалистам огромный выбор руководящих должностей, звезд среди MBA-абитуриентов много», — сообщает Стейси.
По ее словам, качество общей массы кандидатов не учитывается с помощью процентилей, но при этом уровень зачисления является ключевым индикатором спроса на программу и ее ценности, используемым СМИ для выделения элитарных и вожделенных курсов.
Однако, по утверждению Дэвида, показатель приема не всегда характеризует студенческое сообщество. «Исключение более слабых кандидатов из пула не оказывает практически никакого влияния на качество учащихся заведения».
Чиома думает, что падение числа абитуриентов и повышение процентов зачисления никак не заботит вузы. «Бизнес-школы уже сталкивались с подобными ситуациями и понимают, что вступительный процесс носит циклический характер. Посудите сами: хорошие MBA-программы сохраняют свою популярность в течение многих лет, независимо от того, в каком положении находится этот маятник».
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult