MBA — это билет в большую жизнь. В среднем те, кому посчастливилось окончить курс в топовой школе, могут рассчитывать на 6-значную зарплату уже через три года после выпуска. Однако, несмотря на щедрые стипендии и кампании, призванные вдохновить женщин на поступление в подобные заведения, на MBA престижных бизнес-школ они по-прежнему остаются в меньшинстве.
По данным Graduate Management Admission Council, в 2017 году из каждых 10 абитуриентов, подающих заявления на 2-летние курсы full-time MBA, четверо были девушками (для сравнения: в 2013 этот показатель равнялся 33%). Но рост интереса женщин к MBA никак не повышает разнообразия студенческого сообщества. 5 лет назад девушки составляли треть учащихся на 100 лучших MBA-программах (по версии FT). Сегодня практически ничего не изменилось.
Средняя стоимость курса составляет 100 тыс. долларов, к ней нужно прибавить упущенную выгоду в виде потерянного дохода во время вынужденного отказа от работы, которая, по данным FT, равняется еще 103 тыс. долларов. Учитывая, что зарплата женщины до поступления даже на самые выгодные программы MBA — это в среднем 91% от дохода ее коллеги мужского пола, накопление такой суммы ради инвестирования в себя вынуждает девушек идти на бОльшие жертвы.
И с уверенностью можно заявить, что MBA только увеличивает разрыв в доходах: через три года после выпуска женщинам платят в среднем лишь 86% от заработка мужчин.
По словам исполнительного директора Forte Foundation – консорциума бизнес-школ и компаний, стремящихся повысить доступность образования в сфере бизнеса для женщин — Элиссы Эллис Стангстер, девушки получают меньший инвестиционный доход. Но, добавляет она, «отдача все же остается достаточно высокой».
В любом случае, женщины должны знать, что их вклад окупится. Это означает, что нужно принимать во внимание, какая программа MBA поможет им победить предстоящую финансовую дискриминацию, и какие школы являются лучшими с точки зрения преподавания и продвижения своих выпускниц при общении с работодателями.
Опубликованный в январе рейтинг Global MBA от FT, никак не отражает, в каком положении девушки оказываются после выпуска по сравнению с мужчинами. Именно поэтому FT решил впервые создать рейтинг бизнес-школ на основании их перспективности для женщин, — и результаты оказались совершенно неожиданными.
Ранжир ведущих MBA для девушек демонстрирует, в каких заведениях они показывают наилучшие результаты, и где намечается разрыв между доходами выпускников и выпускниц.
Некоторые вузы, стоящие в середине рейтинга Global MBA, в этом перечне уверенно оказываются на вершине. Большинство из них находится в Китае, в том числе и школа Antai (Shanghao Jiao Tong), возглавляющая данный список.
Эмили Джин закончила part-time MBA в Antai в мае. По ее словам, интерес китайских женщин к образованию в области бизнеса растет по мере их обогащения. «Особенно в Шанхае девушки становятся все более и более независимыми и решают тратить свои деньги на собственное развитие», — говорит она.
Будучи родом из Фучжоу (южный Китай), мисс Джин долгие годы проработала в Шанхае. Она решила отправиться на программу MBA ради расширения сети контактов и смены карьерного пути — перехода из маркетинга в более инновационную сферу, возможно, связанную с искусственным интеллектом.
Почему именно part-time MBA? «У меня сын, потому мне нужен был гибкий график, чтобы продолжать работать», — отвечает она.
В топ-50 попало четыре китайских вуза. Так что бизнес-школы Китая делают иначе? Директор международной MBA-программы Antai Мэнтиэн Вэнг считает, что ответ связан с отношением к работе. Да, традиционно девочек в Китае готовят к раннему вступлению в брак, однако в то же время они получают равные с мужчинами профессиональные возможности — и пользуются ими.
«Своим студентам мы предлагаем гибкий подход на индивидуальной основе, — добавляет мисс Вэнг, замечая при этом, что девушки чаще интересуются плавающим расписанием, желая проводить время с детьми. — Но у нас есть и крепкие традиции: огромную помощь семьям часто оказывают бабушки и дедушки».
Новый рейтинг также пролил свет на то, какое именно образование в бизнес-сфере действительно работает для женщин. В соответствии с методикой, зарплаты выпускников через три года — как в абсолютном выражении, так и их рост — влияли на 15% оценки (каждый из показателей).
Мы учитывали иные критерии, например, гендерный баланс среди студентов и преподавателей и то, насколько девушкам, по их словам, удалось достичь поставленных целей.
Однако успех для женщин — это не только фактическая зарплата. Речь идет и о разнице в оплате труда после завершения образования. Поэтому мы сравнили средний доход выпускниц через 3 года после получения диплома с аналогичным показателем для мужчин и сделали эту цифру столь же влиятельной.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult