Сенсации первых полос этой недели, связанные с генеральным директором Wells Fargo и выпускником MBA-программы Школы бизнеса Карлсон, Джоном Стампфом, утверждают, пусть и без особого энтузиазма, что он знал о «неверной тактике», используемой банком Америки в 2013 году.
К этому моменту Wells Fargo уволило 5300 сотрудников за создание в погоне за выполнением плана продаж 2 млн. фейковых потребительских аккаунтов. Как выяснилось, первая 1000 работников получила расчет еще в 2011, что заставило Банковский комитет сената, рассматривающий это дело, задуматься над тем, почему же подобная ситуация не привлекла внимание генерального директора.
Теперь, когда его компания оказалась замешана в скандале, может показаться, что в том совете, который он в прошлом году дал слушателям, выступая в качестве основного оратора в своей альма-матер — Carlson School of Management, есть определенная доля иронии.
«Знания и мудрость — не одно и то же. Чтобы набраться мудрости, необходимо совершать ошибки. Полюбите свои ошибки. Ищите их, рассказывайте о них другим, никогда их не повторяйте и учитесь на чужих промахах: какой бы долгой ни была ваша жизнь, вам не удастся пройтись по всем граблям самостоятельно», — говорил он. Полюбить эту свою ошибку ему наверняка будет достаточно проблематично.
Рассказы о мошенничестве стали неотъемлемой частью медиа пейзажа, а корпорации стоимостью в триллионы долларов превратились в привычных персонажей громких заголовков. После краха Lehman Brothers в 2008 году наши глаза и уши начали привыкать к появлению на экранах и в газетах новостей, превратившихся в бесконечный поток грязи. Будь то история с Enron или Starbucks, Volkswagen или Barclay, тут же звучали требования ужесточить финансовое регулирование и повысить уровень ответственности. Руководят этими огромными организациями первоклассные менеджеры, львиная доля которых начинала свою карьеру с MBA. С ростом числа скомпрометировавших себя лидеров отрасли укоризненный взгляд общественности неминуемо стал обращаться в сторону учебных заведений, взрастивших этих фаворитов, выражая сомнение в искренности и чистоте принципов, прививаемых студентам на занятиях.
Клятва MBA: небольшая инициатива Harvard Business School, получившая мировой размах
Бизнес-школы, предлагающие MBA-специализацию в сфере корпоративной ответственности, и курсы по этике получили распространение после демонстрации в СМИ негативной реакции. Неважно, было ли внезапное появление подобных дисциплин лишь попыткой успокоить критиков, или в его основе лежало искреннее желание пересмотреть образование в сфере бизнеса и добавить в учебный план моральный компонент. В любом случае эти изменения стали движением в верном направлении.
В 2008 году профессора Harvard Business School (HBS) попросили студентов MBA оценить, насколько обучение менеджменту изменилось с течением времени, и как оно будет продолжать меняться и сохранять актуальность в будущем. После окончания финансового кризиса всем, в том числе и студентам, получившим подобное задание, стало очевидно, что многие выпускники MBA принимали неверные и слабые решения, что и привело к мировому экономическому спаду. Еще одним основанием для беспокойства стал вопрос, почему же профессора бизнес-школ не забили тревогу еще до начала кризиса.
К весне 2009 года группа студентов HBS, направляемых как собственным опытом, так и существующей политической и экономической ситуацией, запустила инициативу Клятва MBA.
Их цель — побудить нынешних и бывших студентов программ MBA дать публичное обещание «работать ответственно и учитывать этические нормы».
У Клятвы были (и есть) 3 задачи:
-
изменить жизнь тех выпускников, которые дали Клятву;
-
заставить других обладателей степени работать, придерживаясь более высоких профессиональных стандартов, независимо от того, подписали они Клятву или нет;
-
поднять в прессе публичное обсуждение, посвященное профессионализму и совершенствованию менеджмента.
С 2009 года Клятва MBA была дана студентами и выпускниками, представляющими более 250 заведений по всему миру. Авторы Клятвы ожидают, что в будущем менеджмент станут воспринимать, как «настоящую профессию», а обладатели степени MBA получат уважение за свои лидерские способности, профессионализм, а главное, за честность.
Всем известный призыв к подотчетности крупнейших руководителей
«Благодаря окружающей нас нестабильности, студенты MBA сейчас как никогда стремятся к работе, несущей пользу обществу, а также обеспечивающей профессиональную самореализацию», — написал в 2009 году Ракеш Курана, профессор подготовки руководящих кадров HBS и наставник и куратор проекта Клятва MBA. По его мнению, обладатели степени MBA наравне с врачами, юристами и преподавателями обязаны продолжать профессиональное обучение и после окончания вуза.
«Разумеется, советы директоров корпораций и исполнительные директора обязаны понимать комплексность тех финансовых транзакций, которыми они управляют, а также симптомы и динамику экономических бумов», — добавляет он. Курана также предлагает создать правительственную систему, которая бы выдавала выпускника MBA — как врачам и юристам — сертификаты, которые можно было бы аннулировать в качестве наказания за серьезные должностные преступления.
Но такой сертификации, несмотря на все призывы, до сих пор нет, равно как нет и ратифицированной госсистемы, которая могла бы привлечь к ответственности любого управленца. Многие уверены, что сам закон должен быть более жестким, а случай с Wells Fargo относится к разряду очевидного мошенничества.
Недавно Хиллари Клинтон написала открытое письмо, посвященное скандалу с подложными аккаунтами. Призывая к ужесточению подотчетности, она заявила, что «генеральные директора должны нести индивидуальную ответственность, если на их глазах происходит вопиющее беззаконие... (и) к ним должны применяться соответствующие санкции, если они нарушают закон».
Есть только один способ подчеркивать ценность честности и этичного поведения в бизнесе с того самого момента, как абитуриент на MBA-программу переступает границу кампуса: нацелиться на формирование настроя, при котором вознаграждаются ответственное лидерство и профессионализм. Обещания вроде Клятвы MBA тоже могут стать хорошим стартом для карьеры обладателя степени, если студент или выпускник сам решит ступить на путь истинный.
Сегодня Клятву MBA подписали уже более 6 тыс. человек, среди которых есть и представители таких ведущих бизнес-школ, как Wharton School, London Business School, ESADE и MIT Sloan School of Management.
Незыблемые моральные устои начали появляться в программах MBA, и это должно развиваться, пусть и не бурно, но все же в правильном направлении. Неважно, является ли Джон Стампф паршивой овцой в стаде обладателей степени. Он определенно не должен влиять ни на настоящее, ни на будущее MBA.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult