Креативность не талант, которым вы либо обладаете, либо нет. Это навык, поддающийся формированию с помощью определенных методик.
Что определяет успех человека в работе? Талант или умения?
Согласно исследованию стэндфордского профессора, Кэрол Двек, и ее коллег, многие уверены, что производительность отражает либо врожденный талант к конкретной деятельности, либо количество труда, вложенного в овладение мастерством.
На самом деле, разумеется, продуктивность всегда соответствует комбинации таланта и умений. Вы можете усовершенствовать практически любое действие, уделяя много времени практике. Однако если ваша цель заключается в превращении в безусловного мирового лидера в чем-либо, то вам потребуется еще и хотя бы немного таланта.
Чтобы усердно трудиться над освоением навыка, вы должны быть уверены: данное умение вам доступно. Зная, что для определенной деятельности необходим дар, вы не станете утруждать себя слишком сильно, ведь все ограничения вы будете списывать на недостаток таланта.
Рассмотрение креативности, как навыка
Эта модель восприятия талантов и умений особенно важна, когда речь заходит о креативности. Если дело касается навыков, требующих физических действий, — например, стрельбы по тарелочкам или игры на музыкальных инструментах — люди отлично понимают, что им необходимо сделать для самосовершенствования. Однако если говорить о ментальных умениях вроде креативности, то лишь немногие знают, как работает их мозг, и готовы воспринимать данный процесс, как навык.
В результате большинство склонно взирать на людей, постоянно развивающих креативные идеи, с некоторой долей благоговения. А те, кто действительно кажутся наделенными талантом к творчеству, живут в страхе, что дар однажды покинет их, и им придется стать такими, как все.
Вот 3 приема, которые вы можете использовать для активизации собственной креативности.
1. Станьте популяризатором
Большая часть творческих личностей из любой сферы — это люди, обладающие огромным багажом знаний. Такие личности, как Эйнштейн, Эдисон, Колтрейн и О'Кифф тоже были экспертами в своих областях. В эру Google возникла тенденция полагать, что информация доступна в любой момент, а потому нет необходимости усваивать ее. Но если вы вынуждены прерывать ход своей работы каждый раз, когда нужно что-то найти, у вас не возникнет идей, ведущих к чему-то новому.
Для повышения качества собственных знаний вам нужно развивать привычку все себе объяснять. Вспомните, что происходит, когда вы сидите и смотрите выступление на TED. Отличный спикер проводит 15-минутную вдохновляющую презентацию. Пока вы слушаете, вам кажется, что вы улавливаете суть того, о чем он говорит. Но если вы попробуете позже рассказать об услышанном кому-то другому, то можете осознать: ваше понимание было лишь отражением осведомленности в теме самого оратора. И не объяснив потом подобное выступление себе, вы так и не узнаете, поняли ли его.
2. Практикуйте открытость
Одна из пяти ключевых областей личности — это открытость. Она показывает, насколько вы готовы обдумывать новые идеи, концепции и опыт. Наиболее креативные личности обычно очень открыты. Противодействие новым идеям и впечатлениям вовсе не означает, что вы не можете быть творческим человеком. Это просто говорит о том, что вам необходимо развивать новые привычки, направленные на рассмотрение ради разнообразия новых идей, а не отказ от них лишь из-за их новизны.
Если вы поняли, что не желаете размышлять над новыми концепциями или готовы отклонить нечто лишь потому, что «это не ваш метод», выполните такое упражнение.
Сталкиваясь с новой идеей, выслушайте ее или прочтите о ней, но не начинайте заниматься ею сразу же. Напротив, отложите на день и вернитесь к ней позже. После повторного прочтения концепция покажется вам более близкой благодаря эффекту привязанности к просмотренному. Привязанность к просмотренному — это результат наблюдений, говорящих о том, что нам больше нравятся вещи, которые мы уже видели раньше.
Позвольте подобному знакомству помочь вам открыть себя для новые перспективы.
3. Продолжайте задавать новые вопросы
Третий важный аспект творчества: помните, что любая имеющаяся идея — это отрывок знаний, извлеченный вами из собственной памяти. А значит, появление великолепной концепции связано с тем, что вы раскопали полезную информацию в своем «архиве» и использовали ее.
Как вы достаете сведения из памяти? Вы просто задаете вопрос, и она вытаскивает информацию, связанную с ним. Если я попрошу вас подумать о съеденном мороженом, вы так и сделаете. Даже если вы и не ожидали, что я начну говорить о нем. Память преподносит опыт, касающийся заданного вопроса.
Это значит, когда вы хотите иначе взглянуть на проблему или ситуацию, вам нужно задать памяти иной вопрос. Наиболее творческие личности не останавливаются на одном способе рассмотрения задачи. Напротив, они продолжают искать новые описания данной проблемы и позволяют своей памяти находить больше информации, ведущей к ее разрешению. Чем больше разных вопросов они задают, тем больше креативных идей у них возникает.
В качестве простого упражнения на развитие данного навыка подумайте о задаче, с которой вы пытаетесь справиться прямо сейчас. Спросите себя, как за нее взялись бы ваши друзья. Представьте иностранца, столкнувшегося с вашей проблемой. Они смотрели бы на нее с иных ракурсов? Используйте чужие точки зрения, чтобы научить себя описывать проблему разными способами.
Позвольте каждому из этих взглядов принести новую информацию, способную помочь решить стоящую перед вами задачу.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult