Нахождение баланса работы и личной жизни может казаться невероятным. И, честно говоря, кажется, что сам процесс его достижения еще сложнее.
Исследование 100 ведущих мировых газет и журналов, проведенное LexisNexis, выявило значительный рост статей по этой теме, с 32 за десятилетие с 1986 по 1996 годы до 1674 в одном лишь 2007 году.
The Onion в шутку предположил, что единственным способом получения эффективного соотношения работы и личной жизни является отказ от работы.
Но это уже истерический смех, потому что реализовать такую идею невозможно. А что же на самом деле способно помочь?
Вам нужно провести черту
Я писал о многих исследованиях в области производительности, распределения времени и прокрастинации — но здесь это не выход. Совсем.
Эти приемы помогут вам быть более продуктивными, но в современном мире на выполнение вашего списка дел требуется 25 часов в сутки.
Мысли о том, что потратив достаточно времени, вы «сделаете все», являются иллюзией. Вы никогда не будете «свободны».
Совершенно беззаботные люди не являются самыми счастливыми. Такие личности скучны.
Исследование показало, что счастливчики заняты, но никуда не спешат.
Тревога снижается с помощью самообладания. А что же наука говорит о балансе работы и личной жизни? То же самое: ключом к нему служит самоконтроль.
Вам нужно провести черту. Вы должны решить, что важно, а что нет.
Как это сделать? Задавать себе один простой вопрос несколько раз на дню.
«Какую самую важную для вас вещь нужно сделать прямо сейчас?»
Величайшая проблема людей состоит в том, что они пытаются делать все сразу, придавая значение каждой задаче.
Вы не можете делать все сразу, и дела не равнозначны.
Итак, как вы определяете, какое самое главное задание нужно сделать прямо сейчас?
1) Что для вас ценно?
Клай Кристенсен, профессор Бизнес-школы Гарварда и автор «Как вы оцениваете свою жизнь?», знает, что имеет для него значение.
Он работает с понедельника по пятницу. Суббота посвящена семье, а воскресенье Богу. Никакой работы по выходным. Без исключений. Ни при каких обстоятельствах.
Клай, зная, что для него важно, провел черту, и наверняка не беспокоится о балансе работы и личной жизни.
Это эффективно для всех и в любой компании? Нет. Но вам стоит начать с понимания того, что имеет для вас наибольшее значение, и проведения черты.
2) Что приносит вам несоразмерные результаты?
Согласитесь, часто вы начинаете заниматься тем, что случайно оказалось под руками. Но доступность и приоритетность не равны.
Большинство из нас получают 80% результатов от 20% сделанной работы. Так сфокусируйтесь на этих 20%.
Что же действительно двигает прогресс, а не является топтанием на месте? Что дает максимальные результаты? Занимайтесь этим в первую очередь и почаще.
3) Что можете сделать только "вы"?
Если кто-то другой может постирать дома, оставьте ему это. Если еще кто-то способен систематизировать данные на работе, пусть он этим и занимается.
Но если вы родитель, вам придется идти на родительское собрание, и если вы потенциальный клиент, вам следует побывать на обсуждении предстоящей покупки.
В конце концов, эффективный исполнитель старается быть собой, он не претендует на превращение в кого-то еще. Он смотрит на свою деятельность и собственные результаты, пытаясь уловить систему. «Какие вещи, — спрашивает он, — я смогу сделать относительно легко, в то время как остальным они даются с трудом?»
Гуру менеджмента Пит Дракер советует сфокусироваться на том, что можете выполнить только вы. Поручайте или заказывайте выполнение всех остальных задач на стороне, или пренебрегайте ими.
4) Что сейчас важнее всего?
Вам хорошо, когда вы вычеркиваете множество дел из списка на сегодня. Но относились ли эти задачи к числу самых важных и неотложных? Вот что имеет значение.
Как показывает матрица Эйзенхауэра, срочность дела еще не означает его важности.
А то, что важно, не всегда требует немедленного выполнения.
И как указывает Клай Кристенсен, слишком просто отложить важные семейные дела ради заданий, у которых приближается дедлайн.
Если вы недавно пренебрегли своими любимыми, помните, что работа может быть срочной, но незначительной, а вот семья всегда относится к разделу важных и неотложных вещей.
Итоги
Итак, что же делать с балансом работы и личной жизни? Вот несколько ключевых идей:
- Не все одинаково важно. Делайте меньше вещей, но выполняйте их хорошо.
- Определитесь со своими ценностями и решите, какие из них приоритеты.
- Решайте задачи, приносящие максимальные результаты.
- Сфокусируйтесь на том, что можете сделать только вы.
- Занимайтесь важной работой, которая должна быть выполнена сейчас.
Это непросто и не может быть целиком реализовано прямо завтра. Но со временем вы можете достичь очень неплохих результатов.
Что же следует запомнить?
Вы сможете сделать что угодно после того, как перестанете гнаться за выполнением всех дел.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult