Когда-то давно — еще до изобретения печатного станка — люди запоминали литературные произведения. В том числе и очень длинные — «Илиаду», например. Сегодня же лишь некоторые из нас утруждают себя сохранением в памяти даже телефонного номера.
Хорошо это или плохо, но заучивание, кажущееся в эру Google крайне старомодным, по-прежнему остается инструментом, необходимым для быстрого расширения базы знаний перед тестом, а значит, и получения более высоких баллов по GMAT. В первой части мы рассмотрим несколько проверенных временем методик подготовки к GMAT, направленных на тренировку мозга и улучшение памяти.
Возможно, вы слышали, что на самом деле GMAT — это тест, проверяющий аналитическое мышление и способность рассуждать логически. Все верно: вам предстоит пройти испытания, кардинально отличающиеся от тех, с которыми вы сталкиваетесь на выпускных экзаменах в колледже. Но это не значит, что здесь знание материала играет меньшую роль. Низкие предполагаемые баллы по GMAT могут быть индикатором того, что вам нужно потратить много сил на запоминание базовых разделов.
К несчастью, попытки усвоения нового материала — особенно в большом объеме за короткий период — не способствуют эффективному обучению, если у вас под рукой нет стратегии систематических занятий, позволяющей готовиться быстрее, а не усерднее. К тому же многие компоненты GMAT — например, геометрия или статистика — это информация, которую вы наверняка уже изучали в старшей школе и колледже, но успели забыть.
Как можно быстро и эффективно расширить свои фундаментальные знания для GMAT? Вам, вероятно, не придется заучивать нечто устрашающее вроде эпической поэмы. Но в день сдачи теста нужно будет продемонстрировать знание определенных разделов математики и владение вербальными навыками. Мнемонические приемы и упорядоченные методы заучивания — например, повторение с интервалами — еще с античных времен помогали людям запоминать большие объемы информации. Эти же техники способны принести пользу и вам: применяя их, можно улучшить память во время подготовки к GMAT.
Мнемонические приемы — это, возможно, самая универсальная из всех техник запоминания. Вы, вероятно, уже сталкивались с ними на бакалавриате или в старшей школе. К примеру, вам, скорее всего, известно, что порядок метрических единиц (аббревиатура KHDBDCM) может быть превращен в любую из фраз начиная с «King Henry Died By Drinking Chocolate Milk» и заканчивая «Kittens Hate Dogs But Do Chase Mice».
Это так называемая мнемоническая формула — объединение нескольких определенных кусочков информации в одной крылатой фразе, часто отличающейся строгим порядком слов. Одна из мнемонических конструкций, которая понадобится вам при решении секции Quantitative в GMAT, такова: «Please Excuse My Dear Aunt Sally». Она отражает порядок математических действий: P — parentheses (скобки), E — exponents (возведение в степень), M — multiplication (умножение), D — division (деление), A — addition (сложение), S — subtraction (вычитание). Если вы сможете запомнить эту простую фразу, то будете знать порядок выполнения математических операций в сложных задачах.
Мнемонические слова или формулы могут быть использованы для изучения практически любого математического правила. Скажем, вы рассматриваете аксиому треугольника, и вам нужно запомнить, что длина одной стороны треугольника должна быть больше, чем разница, но меньше, чем сумма остальных двух сторон. Вы можете запомнить правило BDSS — Bigger than the Difference, Smaller than the Sum (Больше чем Разница, Меньше, чем Сумма) — в виде фразы «Big Daddy Says So».
По мере изучения другого математического и вербального материала вы можете обнаружить пользу составления собственных мнемонических формул, ведь их запомнить будет еще проще.
Использование мнемонических фраз уместно при запоминании относительно кратких правил, последовательностей или формул. Однако вам нужно зафиксировать эту информацию еще и в долговременной памяти. Здесь на помощь приходит повторение с интервалами.
Повторение с интервалами — это мнемоническая техника для усвоения больших объемов новой информации, которая часто используется при изучении иностранного языка. Основная идея проста: последовательно увеличивая периоды между повторениями материала, вы постепенно подготавливаете свой мозг, перенося знания из кратковременной памяти в долговременную. Согласно неврологическому исследованию, причина высокой эффективности повторения с интервалами такова: «импульсы, повторяющиеся через определенные периоды, — это один из самых надежных способов убедить нейроны в том, что информация достойна запоминания».
Исследование подтверждает и то, что вы, вероятно, уже знаете по собственному опыту: зубрежка не работает. Овладение всеми определениями и математическими правилами, необходимыми для GMAT, на самом деле не так уж сильно отличается от изучения иностранного языка. А как невозможно за один вечер выучить разговорный итальянский, так и зубрежка накануне сдачи теста вряд ли существенно повысит ваш результат.
Радует то, что незнакомая или сложная информация может быть усвоена при повторяющемся и упорядоченном изучении. Самый распространенный способ включения повторения с интервалами в план подготовки к GMAT заключается в использовании карточек-напоминалок. Составьте расписание для просмотра флэш-карт, в котором постепенно будут увеличиваться периоды между подходами. Ваш режим на первую неделю может выглядеть примерно так:
В следующие недели продолжайте увеличивать интервалы между «уроками». Постепенно вы зафиксируете информацию в долговременной памяти и сможете обращаться к ней, все меньше нуждаясь в подсказках.
Во второй части статьи мы рассмотрим еще несколько техник совершенствования памяти, основанных на ассоциациях и музыке.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult