Каждый студент находит сложными разные типы заданий в GMAT. Однако есть пара разделов, которые кажутся коварными многим тестируемым.
GMAT — это состоящий из четырех частей экзамен, проверяющий вербальные и математические навыки, способности к аналитическому письму, а с 2012 года — еще и к ведению интегрированного рассуждения.
Многое зависит от опыта и склонностей. Если ваш конек — вербальный раздел, то даже сама мысль о математических задачах — даже самых простых — наверняка будет вызывать у вас отвращение. Но все может происходить и с точностью до наоборот.
Однако большинство абитуриентов бизнес-школ, отвечая на вопрос о наиболее сложных вопросах GMAT, указывают на разделы Data Sufficiency и Critical Reasoning.
Поэтому мы решили дать несколько советов по преодолению GMAT, сделав упор именно на эти 2 части.
Рассуждая о трудностях GMAT, нужно помнить, что речь идет об адаптивном компьютерном тесте. А это значит, что за верно решенными задачами последуют более сложные вопросы, а за ошибками — более простые. При этом к заданиям, на которые уже были даны ответы, вернуться больше не получится.
Analytical Writing Assessement (AWA)
Данный раздел оценивает способность мыслить критически и выражать свои идеи. Здесь вам будет предложено написать сочинение с анализом внутренней логики некого рассуждения. На всю работу будет дано 30 минут.
Как справиться с разделом AWA?
-
Прежде всего, изучите несколько примеров, чтобы получить представление о структуре своего будущего эссе.
-
Затем ознакомьтесь с темами предыдущих AWA-сочинений.
-
Из имеющихся в вашем распоряжении 30 минут первые 5 потратьте на выделение основной идеи своего рассуждения, а остальные 25 — на создание самого эссе.
Попрактиковаться в кратком изложении аргументов можно, используя темы прошлых лет. Постарайтесь тратить на каждый набросок не более 5 минут. Овладев этим искусством, попытайтесь написать полноценное сочинение. Чем больше вы будете тренироваться, тем лучше.
Integrated Reasoning (IR)
В июне 2012 года в GMAT были внесены значительные изменения. Организация, курирующая экзамен, — GMAC — добавила в тест раздел Integrated Reasoning (IR), проверяющий умение оценивать и сопоставлять данные, полученные из представленных в различных форматах источников, а также высказывать адекватные предположения о возможных результатах. Раздел IR заменил одно из AWA-эссе.
Логика, объясняющая появление нового типа заданий, такова: в зависимом от информации мире менеджеры должны уметь анализировать все виды данных. Поскольку GMAT стремится проверять навыки, имеющие наибольшее значение для современных работодателей, GMAC решил, что внедрение раздела, затрагивающего умение оценивать данные, принесет пользу.
Вот несколько советов по работе с разделом IR.
-
Увидев таблицу, график или диаграмму, быстро разберитесь, в каких отношениях находятся переменные.
-
Также не забывайте, что необходимые для ответов на IR-задачи данные разбросаны по разным местам: вам просто нужно знать, куда смотреть. Изучая таблицу, график, диаграмму или отрывок, убедитесь, что это именно та информация, которая вам нужна.
-
Для решения более каверзных задач вам потребуются данные с разных картинок. Не игнорируйте иллюстрации, непосредственно сопровождающие задания. Наоборот, постарайтесь запомнить приведенную на них информацию и обращайте внимание даже на самые незначительные детали, например, на текст, напечатанный мелким шрифтом, или на сноски. Беглого взгляда на данные в разделе IR будет недостаточно.
-
Не забывайте указывать единицы (миль в час, м/с, см² и т. д.) и постоянно задавайтесь вопросом, о чем же все это говорит.
Quantitative
Раздел Quantitative оценивает вашу способность анализировать данные и делать выводы на основе рассуждений. По заявлению GMAC, для понимания и решения представленных в данной части экзамена GMAT задач достаточно знания математики на уровне средней школы. Однако не позволяйте этому утверждению себя одурачить.
В разделе Quantitative представлены вопросы двух типов. Первый — Problem Solving — это обычные тестовые задания с пятью вариантами ответов, встречающиеся в большинстве стандартизированных тестов. Никаких сюрпризов.
А вот тип Data Sufficiency — совсем другое дело. Вот как о нем отзывается Veritas Prep:
«Наверное, нет другого типа задач в GMAT, который бы столь же точно характеризовал тест, как Data Sufficiency. Это каноничный формат вопроса, встречающийся только в GMAT и полностью соответствующий цели этого экзамена: вознаградить тех, кто умеет рассуждать логически на порядок лучше других, то есть обладает способностью, ведущей к успеху в бизнесе».
Все задачи в Data Sufficiency выглядят одинаково: вам задают вопрос и предлагают два математических выражения. Вам нужно понять, хватает ли содержащейся в них информации для решения задачи. Вам не нужно отвечать на поставленный вопрос, необходимо лишь определить, достаточно ли указанных данных для выполнения задания.
Чтобы справиться с Data Sufficiency, вы должны запомнить 5 вариантов ответов. Они всегда одинаковы:
-
В выражении 1 данных достаточно, в выражении 2 — нет.
-
В выражении 2 информации хватает, в выражении 1 — нет.
-
Для ответа на вопрос данных в выражениях 1 и 2 хватает, но их можно использовать только вместе.
-
Каждого из выражений по отдельности достаточно для решения задачи.
-
Для выполнения задания выражений 1 и 2 не достаточно, нужны дополнительные данные.
Работая с разделом Data Sufficiency, необходимо помнить, что на поиске ответа концентрироваться не нужно. Главный вопрос здесь таков: можете ли вы найти решение? Именно поэтому нужно сосредоточиться на достаточности данных. Отсюда вытекает следующий совет: не тратьте время на вычисление точного ответа, если от вас этого не требуют.
По словам Майка МакГарри из Magoosh, тестируемым, особенно тем, кто давно не вспоминал про математику, стоит рассуждать о цифрах свободнее. Создатели GMAT любят проверять студентов на знание основных законов математики, и главной причиной тому служит склонность людей, не обладающих математическим мышлением, допускать абсолютно предсказуемые ошибки. В условии может говориться, например, что X > 7. Прочитав это, большинство решит: X должен быть равен или больше 8 — совершенно забывая о том, что между 7 и 8 есть еще множество значений со знаками после запятой.
Verbal
GMAT проверяет все навыки, а не только математические. Раздел Verbal оценивает умение читать и понимать прочитанный материал, воспринимать аргументы или редактировать текст, доводя его до стандартов английского письменного языка.
Этот раздел состоит из Reading Comprehension, Sentence Correction и Critical Reasoning.
Часть Reading Comprehension с ее замысловатым академичным английским у некоторых может вызвать затруднения.
Чтобы подготовиться к разделу Verbal вообще и к части Reading Comprehension в частности, вам нужно много читать. Не отказывайтесь от книг, журналов и газет. Отдавайте предпочтение изданиям, известным совершенством слога, например, New York Times, Economist и Reuters (особенно страница обозрений).
Также стоит отметить, что в Reading Comprehension речь идет об активном чтении. Обычно, читая текст, мы не взаимодействуем с информацией. Не обращаем внимания на структуру текста, к примеру. Готовясь к разделу Verbal, вам стоит выработать привычку выделять основную мысль каждого отрывка, отмечать позицию и тон автора и разбираться в структуре текста.
Вопросы GMAT из Sentence Correction проверяют знание грамматики, стилистики и общей структуры предложений письменного английского языка. Как правило, студентам приходится иметь дело с 14 или 15 вопросами данного типа.
Чтобы справиться с Sentence Correction, вы должны хорошо ориентироваться в следующих вопросах грамматики: времена глаголов, согласование существительного с глаголом, определения, сравнения и параллелизм, использование местоимений и идиомы. Список может показаться вам слишком длинным, и так оно и есть. Но если у вас мало времени на подготовку, то вы можете сосредоточиться на наиболее часто встречающихся в тесте элементах:
-
вопросы согласования существительного и глагола, где вам нужно убедиться в органичности сочетания двух частей по числу и времени;
-
отношения между местоимениями и их эквивалентами (здесь многое совпадает с проблемами согласования существительного и глагола);
-
идиомы.
В разделе Critical Reading (CR) вы обнаружите около 13 вопросов. В каждом из них есть аргумент, который вам нужно проанализировать, а затем укрепить или ослабить его, найти в нем основополагающее допущение и т. д. CR занимает 1/3 раздела Verbal.
У вас может возникнуть вопрос, зачем же в GMAT добавлены такие упражнения.
Желание сдать тест подразумевает, что вы стремитесь сделать карьеру в мире бизнеса. Мир бизнеса основан на продажах и покупках, а каждая продажа — это, по сути, спор. Всего один пример: чтобы продать продукт, вам нужно убедить потенциальных покупателей, что товар стоит своих денег, и, приобретя его, они получат пользу. Менеджерам ежедневно приходится иметь дело с самыми разными аргументами. Следовательно, GMAT просто хочет проверить, умеете ли вы укреплять и ослаблять доводы.
Но как же справиться с вопросами CR?
Лучшая стратегия такова: сначала читать вопрос, а затем — абзац.
Скажем, вам нужно ослабить аргумент. Зная, в чем состоит задача, вы сможете отнестись к тексту более скептично, в режиме «я не собираюсь это покупать». Так вы расположите полученную из текста информацию в той последовательности, которая соответствует поставленной задаче. Используя такую стратегию, вы сможете постоянно концентрироваться на основной цели. Если вам нужно ослабить довод, то во время чтения вы сможете найти «дыры» в аргументации. Начиная же с отрывка, вы знакомитесь со случайной информацией, не имея никакой определенной задачи.
В разделе CR встречаются умышленно сбивающие с толку своей витиеватостью предложения. Поэтому не будет лишним немного упростить язык. Добиться этого вы можете, используя в ответах собственные слова.
GMAT — длительный и сложный экзамен, проверяющий наличие самых разных способностей, необходимых бизнес-профессионалам. Некоторым самыми сложными могут показаться задания раздела Quantitative, другим же — вопросы из части Verbal. Как бы там ни было, помните: практика творит чудеса.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult