Одним из самых грустных и печальных аспектов подготовки к экзаменам является простой факт: многие люди просто не знают, как нужно учиться! Особенно актуально это для тех, кто за несколько лет успел отвыкнуть от студенческой среды.
Давайте начнем с обучения как такового: как мозг усваивает информацию?
Мозг учится, забывая
Это первый принцип, который нужно принять. Мозг — это беспощадная машина забывания: он превосходно умеет расставаться со знаниями! И берясь за учебу, мы начинаем забывать. Очень многое.
Но, по иронии судьбы, именно это и является первым шагом к усвоению. Чтобы запомнить, нам нужно позволить себе забыть. Поэтому мы не пытаемся охватить всю тему за одно занятие. И не стремимся изучить ее за несколько последовательных уроков. Мы усваиваем благодаря интервальному повторению: проходим элемент теста за короткий отрезок времени, а потом идем гулять.
И не трогаем его. Хотя бы в течение дня.
Потом, начав забывать, мы возвращаемся к материалу.
В случае с GMAT проще всего внедрить этот принцип, чередуя темы разделов Quant и Verbal.
Не нужно изучать степени в среду, а потом снова браться за них в четверг. Поработав со степенями в среду, возьмитесь в четверг за параллелизм. Поменяйте обстановку! Доверьтесь забывчивости! Знакомясь с материалом, мы думаем, что учим его... к сожалению, это не так. Нам нужно забыть, потом повторить, затем снова забыть и опять перечитать. И только после этого мы начинаем усваивать!
Найдите в сети «Leitner box schedule». Когда начнете заниматься, вам понадобится что-то аналогичное.
Мозг учится, создавая ассоциации
Второй аспект касается больше того, где и как мы учимся. Не нужно все время заниматься в одном месте, в одно время, потягивая один и тот же лимонад. Меняйте что-то! Обеспечивайте разнообразие! Читайте в кофейне, или в парке, или за библиотечным столом, мимо которого постоянно кто-то ходит. Как ни странно, раздражители среднего уровня принесут вам только пользу!
Мозг учится на ошибках
Иначе говоря, лучше всего мы запоминаем, когда слегка злимся. Не беритесь за чтение параграфа. Начните с решения заданий. Смиритесь заранее с ошибками!
Глядя на учебный план, мы должны начинать с задачек. Поработайте над ними, но не заглядывайте в ответы — еще рано. Пусть степень внимательности при чтении материала определяется уровнем комфорта — или его недостатком. Познакомившись с текстом, вернитесь к заданиям и внесите в решения любые поправки. И вот теперь проверяем ответы. Но не читаем пояснения... еще рано.
Если мы все сделали правильно, сможем ли мы объяснить это сами? И не просто сказать «Ответ C верен, потому что это равенство», а дать развернутое предложение: «Поскольку задача начинается со степеней и сложения, нужно посмотреть, можно ли что-то сделать с общим членом». Пояснение — это не называние правильного варианта, а рассказ о том, как мы выбрали решение, которое нас к нему привело. И особенно, на что мы будем ориентироваться в следующий раз!
Если мы дали неверный ответ, а теперь он нам известен, нужно понять, какие шаги нам нужно будет предпринять, чтобы к нему прийти? И снова: какие элементы задачи должны нас на них наталкивать?
Зачем нам формулировать собственные пояснения перед чтением чужих? Комментарии других людей рассказывают нам, как эту проблему решали бы они... но наш-то путь может быть иным! Преподаватель по GMAT может читать объяснения учеников и думать: «Хммм, да, я понимаю, как это работает, но сам бы никогда не стал решать именно так». И это нормально. И даже хорошо. Единственная наша задача — разработка собственных путей к правильным ответам.
Да, и еще один момент: не подглядывая, скажите, помните ли вы, каким был последний совет в первой части статьи? Как называлось расписание для повторений? Или вы уже все забыли...
Удачи и счастливых экзаменов!
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult
Источник