Сдавая GMAT осенью 2016 года, я не смог набрать 700 баллов. За два месяца я потратил 50 часов на подготовку и решил более 1000 заданий, но мне все равно удалось получить всего 670 очков (46Q/36V/5W/7IR).
Такой результат позволил мне попасть в число 20% лучших испытуемых, но в то же время я оказался в списке 10% худших абитуриентов, пытающихся поступить в вуз, входящий в топ-15. Честно говоря, 670 баллов явно не позволяли мне выделиться из общей массы. Поэтому я решил вообще не подавать документы в тот год.
Мне было 26 лет, я жил в Миннеаполисе (штат Миннесота). Мне нравился мой начальник, да и работу свою я обожал, так что спешить было некуда. Я знал, что результат GMAT важен, и мне хотелось сделать все, что было в моих силах. Поэтому я решил максимизировать свои шансы на поступление на классную программу, пересдав экзамен в начале 2017 года. Попутно я получал лишний год стажа и занимался столь необходимым самоанализом и изучением вуза.
Я купил The Official GMAC Guide, загрузил The Economist App, подписался на интерактивный онлайн-курс и The Princeton Review, дважды встретился с репетитором и прозанимался еще 100 часов (в сумме получилось 150).
Еще 3 месяца и 2000 заданий, и я отправился сдавать GMAT во второй раз. К сожалению, мне удалось улучшить свой результат всего на 10 очков. Я не стал регистрироваться на третью кошмарную попытку, а принял волевое решение: остановиться на 680 баллах (47Q/36V/5W/8IR) и обратить все свое внимание на остальные составляющие пакета документов.
Мне не стыдно
Проходя в колледже стажировку по страхованию жизни, я ощутил всю важность полезных знакомств. Это знание оказалось очень кстати, когда моя первая после обучения должность — я был аналитиком данных — попала под сокращение. Я продавал себя потенциальным кадровикам, предлагая помощь с любыми проектами, от которых им нужно было избавиться. Стремясь избежать возвращения в родительский дом, я ежедневно обедал или пил кофе с кем-то незнакомым в течение 4-х месяцев подряд (всего 115 новых приятелей).
В результате я оказался в консалтинговой группе по внутренней стратегии, но презентации PowerPoint и таблицы Excel навевали на меня скуку. Внезапно у меня появилась навязчивая идея, и я стал активно выяснять, как помочь новичкам со строительством сети профессиональных связей — еще до того, как они поймут, насколько она им нужна.
В моей организации не было ротационной программы подготовки руководящих кадров, поэтому, чтобы унять этот зуд, я отправился в отдел личностного разнообразия и самореализации. Более того, я стал сооснователем группы поддержки сотрудников (ERG) для миллениалов, членами которой моментально стали более 25% работников фирмы. Я лично вел форумы с приглашенными первыми вице-президентами и организовал вечер «быстрых знакомств» для 10 молодых профессионалов и 10 директоров. А еще я привел десятки людей в национальный банк костного мозга, чтобы помочь коллеге с раком крови.
Примерно 18 месяцев спустя я взялся за вторую очередь ERG для новых членов — уже независимо от возраста. Я запустил встречи «обедай и учись», в рамках которых любой человек, чей стаж не превышал 1 года, получал право один день в неделю перекусить в кафетерии бесплатными тако, каждый раз общаясь с разными отделами. Я разработал программу неформального кураторства, где новички могли найти себе до 50 наставников. Ради распространения информации об этой новой сети полезных знакомств я лично от руки написал 476 писем каждому недавно принятому сотруднику и кадровику в здании. В результате на стартовую встречу пришло около 250 работников, а в наставнической программе захотело участвовать более 150 человек.
Как я проложил себе путь на ведущую программу MBA с помощью знакомств
Те же стратегии создания связей я использовал и во время поступления на MBA. К примеру, первым делом летом 2017 года я отправился на сайты вузов и составил список нынешних и бывших студентов, являвшихся официальными представителями школ. Из них я выбрал тех, кто либо учился на моем бакалавриате, либо жил в Миннеаполисе, либо обладал сходным опытом.
С июня по октябрь 2017 я лично или по телефону побеседовал с более чем 40 студентами-представителями и выпускниками. При этом я не только выразил благодарность каждому в виде электронного или бумажного послания, но и сдержал обещание проинформировать всех о получении в декабре хороших новостей из Darden.
Мораль моей истории: чтобы попасть в ведущую бизнес-школу, вам не обязательно сдавать GMAT на «отлично».
На самом деле, против меня работали три факта. Мой результат GMAT оказался ниже среднего. У меня был посредственный средний балл аттестата колледжа (3.0). И я не работал в компании, которая была бы хорошо известна членам приемных комиссий (вроде McKinsey, Google или Goldman Sachs).
Однако я совершил две вещи, которые помогли мне преодолеть финишную черту:
- Я оказал влияние на жизнь фирмы.
2. И я провел предварительную работу.
Общение как минимум с четырьмя слушателями каждой из программ показало: я понял, с чем мне предстоит иметь дело. К тому же это свидетельствовало о том, что я наверняка без проблем найду постоянную работу после завершения обучения, ведь я легко завожу полезные связи. Уверен, членов приемных комиссий интересуют не только результаты GMAT, средний балл аттестата или резюме. Все вложенные мною усилия окупились с лихвой, когда 13 декабря 2017 года я зашел на портал принятых студентов и обнаружил, что мне не придется брать в кредит 140 тыс. долларов на посещение Darden School of Business (University of Virginia).
Я не ожидал, что поступлю хоть на какую-то из этих программ, не говоря уж о получении стипендии. Darden славится своими эксцентричными традициями и присутствием в штате ведущих профессоров мира. Увидев в письме о приеме упоминание о «полной стипендии за заслуги», я на неделю буквально эмоционально выпал из жизни.
3 совета
Мой совет другим абитуриентам, чей MBA-профиль далек от идеала?
- Прежде всего, сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать.
Более 700 баллов по определению набирает лишь 10% человек. Не отказывайтесь от всего прямо на старте.
- Далее: займитесь самоанализом.
Выключите телефон и подумайте, какой след вы хотите оставить в мире. Эссе имеют огромное значение, поэтому вспомните обо всех достойных делах, что вы успели совершить.
- И наконец, не бойтесь обращаться к студентам и представителям.
Все школы публикуют списки готовых пообщаться с вами слушателей курсов MBA. И я очень рад был в этом году стать одним из них в UVA Darden.
Сейчас Адам Миллер заранее проходит в RelishCareers стажировку по маркетингу, предваряющую MBA. Благодаря этому он сможет провести лето 2019 года на практике со своими приятелями-первокурсниками со всего мира. Пару месяцев назад Адам запустил на iTunes подкаст о бизнес-школе, в котором он собирается взять интервью у 25 студентов 25 ведущих программ и поговорить с ними о жизни и о том, почему они решили отправиться в престижный вуз.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult