Лидирует в списке дистанционный курс Warwick Business School.
Онлайн-обучение — быстро развивающийся рынок: за последние несколько лет некоторые вузы успели создать полностью удаленные программы MBA.
Поэтому удивительно, что в топе рейтинга онлайн-образования 2019 года от Financial Times изменения столь незначительны.
Первую строчку сохранила за собой Warwick Business School. Частично этому поспособствовал успех преподавательского состава, а частично — соотношение цена/качество и карьерный прогресс выпускников.
Развитие онлайн-образования нашло подтверждение в ранжире, благодаря появлению на пятом месте программы MBA@UNC, разработанной Kenan-Flagler Business School (University of North Carolina). Этот курс стартовал в июле 2011 года и быстро взлетел вверх.
В число ключевых факторов, которые можно использовать для описания топ-10 online MBA, входят карьерный рост выпускников, разнообразие аудитории и качество интернет-передачи. В случае с рейтингом международных MBA от FT основными критериями профессионального прогресса служат зарплаты выпускников через три года после окончания обучения и повышение дохода в процентах.
Средние оклады на ведущих онлайн-курсах сопоставимы с аналогичными показателями full-time MBA из списка FT. Средний заработок по всем интернет-программам перечня равняется $148 742. Это не так уж сильно отличается от $189 975— среднего значения по топ-10 очных программ MBA 2019 года.
Доходы выпускников online MBA-программы Warwick Business School особенно высоки. В среднем они получают $214 141 (для сравнения, для full-time MBA эта цифра составляет $118 406). Частично это объясняется отличной репутацией школы, однако имеет значение и то, что студенты интернет-курсов обычно старше, уже успели добиться определенных карьерных успехов и зарабатывают больше своих коллег-очников.
Принцип расчета роста доходов в процентах в разных рейтингах несколько отличается. Для online MBA в качестве базы используются оклады выпускников сразу после обучения. А для full-time MBA основой становится зарплата до поступления на курс. Несмотря на это, можно провести несколько интересных сравнений.
Повышение окладов в случае с online и full-time обучением серьезно отличается. Средний рост для онлайн-курсов составляет 32,1%, а для топ-10 очных программ из перечня 2019 года — 119,5%.
Объясняется это демографическими данными студентов. Слушатели full-time MBA — это обычно 25—30-летние люди, находящиеся на самом динамичном этапе карьерного роста. У них гораздо больше шансов увеличить свой доход после получения диплома. Возраст студентов online MBA, напротив, составляет около 35 лет, а их карьера после выпускного нередко претерпевает серьезные изменения. Это приводит к тому, что их доход после завершения курса остается прежним — или даже падает.
Рейтинг также указывает на крайне распространенное заблуждение, касающееся online MBA-программ. Многие думают, что подобные курсы привлекают большее количество зарубежных студентов, ведь заниматься можно, находясь где угодно.
Данные же говорят об обратном. Средняя доля иностранных студентов в пяти американских школах из перечня онлайн-MBA этого года составляет всего 6,8%. В противовес этому для семи заведений США из первой десятки очного рейтинга данная цифра равняется 42,7%. Это свидетельствует о том, что ключевым моментом для студентов full-time MBA остаются личные связи.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult