Заказать пробное занятие

Оставьте свой номер и наш специалист перезвонит Вам и проконсультирует по интересующим вопросам

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Заказать звонок

Оставьте свой номер и наш специалист перезвонит Вам и проконсультирует по интересующим вопросам

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
+7 (495) 234-99-88 +7 (499) 250-30-48 Заказать звонок
Теги

Стратегическое лидерство: как избежать самых распространенных ошибок, которые совершают лидеры

01.08.2016


В рамках своего интервью с преподавателем Гарвардской школы бизнеса Готэмом Мукандой, я спросил его о крупнейших ошибках, которые, по его мнению, совершают лидеры:

Готэм: как правило, это напыщенность и чувство собственного величия.

Эрик: Вы имеете завышенную самооценку?

Готем: Да. Представьте, вы живете в окружающей среде, где все постоянно говорят вам, насколько вы значимы. Рано или поздно вы начнете в это верить.

Эрик: Согласен. Даже Макиавелли говорил, что каждому лидеру нужны рядом люди, которые способны сказать ему правду в лицо, потому что большая часть его окружения - льстецы.

Готэм: Точно … Как часто генеральный директор крупной корпорации слышит слово “нет”? Как часто кто-то бросает вызов его представлениям о мире?

Мы постоянно слышим, что лидерам необходимо получать дополнительную информацию, но когда дело доходит до стратегического лидерства зачастую недостаток информации - не основная проблема. У лидеров есть вся необходимая информация. Но, как поясняет бывший преподаватель Гарварда, Ричард Тедлоу, зачастую они просто не хотят воспринимать ее.

Я преподавал и писал об истории бизнеса на протяжении четырех десятилетий и, что самое главное, я изучил деятельность десятков компаний и их генеральных директоров. В большинстве этих компаний совершались ошибки, которые можно и нужно было избежать, основываясь на информации, доступной лицам, принимающим решения в режиме реального времени. Эти ошибки исходили от людей, отрицающих действительность.

Как же такое возможно? Факт наличия у вас нужной информации не делает стратегически правильный выбор более легким?

Пожалуй, нет.

Отрицание свойственно людям. А иногда жизненно необходимо.

Отрицание - это полбеды, а вот гордыня и завышенная самооценка – это настоящая проблема. Человеческое эго имеет свойство разрастаться, как на дрожжах.

И если вы считаете, что это не имеет к вам никакого отношения, тогда это точно именно о вас.

Так почему же мы вообще сталкиваемся с отрицанием?

Существует две теории:

  • Как говорит Роберт Триверс, мозг развил способность обманывать нас, потому что так легче обмануть окружающих — и наиболее талантливые лжецы, как правило, наиболее успешны.

  • Другая причина намного проще: Отрицание заставляет чувствовать себя лучше.

На самом деле отрицание жизненно важно.

Исходя из того, что вы знаете, скажите, какой бизнес-лидер стал бы предпринимателем или попытался бы возродить угасающий бизнес без чувства отрицания?

Кто рискнул бы подумать, что сможет преуспеть там, где все остальные потерпели неудачу, не имея завышенную самооценку?

Но все может зайти слишком далеко.

Когда вы начинаете думать, что обладаете способностью превращать в золото все, к чему прикасаетесь, ситуация стремительно ухудшается. Удивительно, как раздутое эго может мешать.

Джеффри Пфеффер из Стэнфорда провел исследование, в рамках которого сказал объектам исследования (“лидерам”), что их комментарии по проводимой рекламной кампании, будут учтены и отразятся на конечном продукте.

В действительности конечный продукт вышел в том виде, в котором был задуман изначально. Что же произошло?

Людям, которые думали, что их замечания были учтены, результат кампании понравился вдвое больше, несмотря на то, что в действительности никаких реальных действий не предпринималось. 

Участники, которые полагали, что их комментарии повлияли на окончательную версию рекламы, оценили один и тот же продукт приблизительно вдвое выше, чем те, кто считал, что не имеет никакого влияния на события, а также дали завышенную оценку своим собственным менеджерским способностям. Вера в то, что они участвовали в оценке товара, заставила их полагать, что конечный продукт был вдвое лучше (и сами они казались себе лучше), даже при том, что их действия не оказали влияния ровным счетом ни на что!

А есть ли те, кому удается избежать этой ловушки? Да.

Джим Коллинз провел исследование успешных компаний и определил иерархию стратегического лидерства. У всех генеральных директоров топовых компаний был похожий стиль. Коллинз назвал их лидерами “Уровня 5 ″.

Что же выделяет лидеров «Уровня 5»?

Те лидеры, которые в состоянии перестать зацикливаться на себе и приравнивать свою самооценку к состоянию компании, избегают ловушки, расставляемой гордыней.

Лидеры «Уровня 5» направляют потребности своего эго подальше от самих себя, в строительство и развитие компании. Дело не в том, что у лидеров «Уровня 5» нет эго или личных интересов. На самом деле, эти люди невероятно амбициозны, но их амбиции, прежде всего, сфокусированы на бизнесе.

Если прямо сейчас вы подумали: “Я и есть лидер Уровня 5”, откровенно говоря, это самый явный признак завышенной самооценки и гордыни, который можно себе представить. А если серьезно, как можно сказать, имеет ли место отрицание в вашей компании?

Спросите себя: являются ли разговоры после собрания честнее, чем непосредственно во время него?

Вот один быстрый тест: спросите себя: становятся ли разговоры после собраний более откровенными и честными, чем общественные обсуждения на самих встречах? «Зачастую энергетический уровень после собраний выше, чем во время них», - отмечает профессор менеджмента Колледжа Бэбсона, Аллан Коэн. Почему? Да потому что “все говорят о том, что так и не решились сказать на встрече”. Понятно, что это не хорошо.

Так как же избежать отрицания и (возможно) проложить себе путь к «Уровню 5»?

3 вещи, которые вы должны сделать

Пфеффер и Саттон указывают на три способа избежать ловушки гордыни.

1) Не поддайтесь своему собственному обману

Ирония лидерства заключается в том, что вы должны говорить уверенно, чтобы к вам отнеслись серьезно. Но если вы сами относитесь к себе слишком серьезно, то рискуете оказаться в ловушке собственной гордыни.

Этой двойственностью нужно уметь управлять. И, как предупреждает Макиавелли, остерегайтесь подхалимов.

Вам нужны люди, которые будут честны с вами. Расстреляйте глашатая и в долгосрочной перспективе тем самым вы застрелите самого себя.

2) Выясните, когда и как уйти с дороги

Первый шаг, который должны делать эффективные лидеры, не спрашивать: “Что я могу сделать?” Скорее они должны спросить: “Нужен ли я вообще? Принесут ли мои действия или даже мое присутствие больше вреда, чем пользы?” Самые успешные лидеры знают, когда и как сойти с дороги.

Всему вышесказанному подводит итог моя любимая цитата Стивена Дж. Росса:

“Наймите на работу лучших профессионалов и позвольте им делать свое дело”.

3) Выстройте системы и процессы

Лидеры могут управлять бизнесом вручную только тогда, когда команда малочисленна. Если это не так, то непосредственный эффект от подобного руководства весьма ограничен.

Вот почему хорошие лидеры строят систему, которая обеспечит слаженную работу команды, даже если сами они в какой-то момент присутствовать не могут.

Сражение продолжается

Отрицание, эго и гордыня - все это части человеческой натуры.

Они походят на силу притяжения. Мы не можем победить. Чтобы продвинуться мы должны активно сопротивляться им каждый день.

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult

Оригинал

« Вернуться назад

Тэги: лидерство, поведение людей, личная продуктивность, полезные советы, продуктивность

+7 (495) 234-99-88, +7 (499) 250-30-48