Рекомендательные письма — неотъемлемая часть пакета документов при поступлении на MBA. И поработать над ней придется чуть активнее, чем может показаться на первый взгляд. В число приоритетов рекомендации должны попасть уже в тот момент, когда вы начинаете формировать список школ, повторять материал перед GMAT/GRE и писать сочинения. При этом нужно не только выбрать идеальных авторов, но и правильно подготовить их!
Подберите рекомендателей
Принимая столь важное решение, вы, возможно, столкнетесь с искушением отдать предпочтение обладателю наиболее престижного послужного списка или человеку, с которым вам проще обсуждать свои планы на бизнес-школу. Советуем тщательно взвесить все варианты, не забывая о следующих нюансах.
Не гоняйтесь за громкими титулами. Никто не говорит, что высокие должности — это плохо, однако не стоит превращать их в первостепенный критерий, выбирая авторов писем. Члены приемных комиссий легко раскроют ваш замысел, если рекомендации вам даст генеральный директор компании, с которым вы встречались всего на одном совещании. И дело не только в том, что он не сможет полноценно раскрыть вашу кандидатуру. Если станет очевидным, что ваши отношения с автором крайне поверхностны, письмо просто окажется недостоверным.
Ищите того, кто готов потратить время на составление отличной характеристики. Этот совет касается двух очень важных критериев. Лучше всего выбрать того, кто не только обладает недюжинным писательским талантом, но и может уделить созданию превосходного письма достаточно времени. Не каждый способен похвастаться отличным слогом, но, в то же время, не каждый сумеет найти несколько часов на сочинение вдумчивых рекомендаций. Качество текста имеет значение для освещения вашей кандидатуры. Но не беспокойтесь об уровне владения английским слишком сильно. Рекомендательные письма ценятся не только за отсутствие грамматических ошибок.
Отдайте предпочтение тому, кто знает вас достаточно хорошо. Это один из важнейших советов, которые я только могу вам предложить. Рекомендатель непременно должен быть в курсе ваших сильных и слабых сторон, работы, характера и карьерных амбиций. В лучших письмах всегда чувствуется, что автора и кандидата связывают достаточно близкие отношения. Рекомендатель также должен быть знаком с вашими коллегами и быть в состоянии сравнить вас с ними. Большую роль играет использование конкретных примеров, а потому чем больше автор письма знает о вас, тем проще ему будет, и тем искреннее окажется текст.
Не забывайте об отзывах, связанных не с профессией, а с личной жизнью. Да, как правило, на роль авторов рекомендаций советуют выбирать начальников, однако встречаются и исключения из этого правила. Если вы играете заметную роль в социальной деятельности за пределами компании — к примеру, занимаете руководящую должность в солидной благотворительной организации, — то вы вполне можете попросить коллегу/более высокого лидера рассказать о вашей работе. Если вы посвящаете этому делу достаточно много времени, и особенно если для исполнения обязанностей вам нужны серьезные лидерские качества, то этот человек наверняка прекрасно вас знает и сможет составить серьезное письмо. К тому же его отзыв позволит взглянуть на вас с другой стороны.
Аналогично, если у вас нет подходящего рекомендателя из профессиональной сферы — скажем, вы никак не можете поведать своему руководителю о поступлении в бизнес-школу, или структура компании не подразумевает тесного общения с каким-то конкретным сотрудником, — то вам больше подойдет вариант с нерабочей характеристикой.
Подготовка авторов писем
Расскажите о своих карьерных планах. Чем больше рекомендатель знает о ваших кратко- и долгосрочных целях, тем больше он сможет привести примеров, раскрывающих ваш потенциал, необходимый для достижения успеха в выбранной сфере.
Поведайте, о чем вы собираетесь писать в сочинениях. Если вы воспользовались нашим советом и взялись за подготовку заранее, то, возможно, беседы с авторами у вас начнутся еще до того, как вы закончите работу над эссе. Непременно расскажите им, о чем вы будете писать. Кроме информации о целях, поделитесь списком черт и историй, которые планируете использовать. Задача письма — дополнить все остальные сведения из пакета документов. Следовательно, в нем не стоит допускать повторений того, что вы уже успели осветить, а новые данные не должны противоречить уже имеющимся. Составив представление о ваших сочинениях, авторы писем с легкостью смогут привести примеры достижений, подтверждающих ваши навыки и знания, или коснуться той сферы, которую вы не смогли раскрыть.
Напомните о своих ключевых успехах. Не стесняйтесь напомнить авторам о том, чего вы добились. Так вы не только облегчите им жизнь, но и обретете уверенность, что они поделятся самыми нужными данными. Ваши рекомендатели — занятые люди, и потому могут с легкостью забыть подробности. Подумайте, о каких ситуациях им стоит упомянуть, и напомните им о вашей роли в конкретных проектах или направлениях работы.
Ведите себя так, чтобы авторам было о чем рассказать. Если у вас есть навыки, о которых ваш будущих рекомендатель еще не знает (особенно, если речь идет об умениях, соответствующих вашей «легенде»), то сейчас самое время ими воспользоваться! Возьмитесь за дополнительный проект, станьте волонтером в рамках своей организации или наставником нового сотрудника. Все, что вы сделаете для демонстрации своих сильных сторон, обеспечит авторов достаточным числом примеров для создания блестящих характеристик. Помните о своей репутации, находясь в офисе или у клиента в 8 вечера и раздумывая, стоит ли поработать допоздна или лучше уйти домой.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult