150 лучших университетов, которые выпускают готовых к работе специалистов
Концепция трудоспособности полна парадоксов. Самый удивительный из них таков: хотя вузы и работодатели единодушны в том, что этот момент крайне важен для выпускников, договориться о его значении у них пока не получается.
Technical University of Munich (TUM) стал единственным заведением за пределами США, Великобритании и Японии, вошедшим в первую десятку нового Международного исследования вузов по уровню трудоспособности выпускников, проведенного французской HR-компанией Emerging. Президент TUM, Вольфганг Херрман, считает, что своим успехом они обязаны глубоким связям вуза с баварской промышленностью. Университетские преподаватели параллельно трудятся в таких компаниях, как BMW, Siemens и Linder, что позволяет им знакомить студентов с текущей ситуацией на предприятиях и формировать у них четкое представление о будущей профессии.
«Ни в одном другом техническом университете нет таких замечательных экономических условий, в особенности в технической сфере, как у нас в Мюнхене», — говорит Херрман.
Множество других заведений, находящихся на верхних строчках рейтинга — в том числе Massachusetts Institute of Technology, California Institute of Technology и Stanford University — тоже славятся своими связями с промышленностью и предпринимательством.
Тем не менее, заместитель декана Стэнфорда по профессиональному образованию (и директор программы привлечения работодателей, известной под названием «Career Ventures»), Брет Элперт, уделяет меньше внимания тесным отношениям с компаниями, но стремится к тому, чтобы студенты приобретали максимально разносторонний опыт в университете.
«Очень важно, чтобы студенты, начинающие свой карьерный путь, общались с разными людьми, работающими в самых разных сферах. Это позволит им открыть потенциально интересные для себя области и отыскать возможности в тех из них, о которых они прежде даже не задумывались», — поясняет он.
«Разносторонний учебный план, безусловно, полезен: он помогает студентам органично развивать лидерские качества, навыки критического мышления и технические знания, необходимые для успешного управления карьерой, социальными задачами и условиями, и попутно позволяет им достичь благополучия не только в профессии, но и в жизни в целом».
Того же мнения придерживается и директор профессиональной службы University of Edinburgh и президент Association of Graduate Careers Advisory Services, Шейла Грин.
Она поясняет: «Во многих заведениях считают, что высшее образование должно быть открытым для преобразования. Идея такова: студенты имеют право проводить исследования и экспериментировать, и тягу к этому нужно поощрять и поддерживать. Ведь изучая себя и окружающий мир, они повышают уровень самосознания и оказываются в курсе тех [карьерных] возможностей, которые могут открыться перед ними».
Однако несмотря на то, что некоторые консультанты по трудоустройству придерживаются подобного комплексного подхода, большинство работодателей уверены: наилучшие показатели трудоспособности у выпускников — это «профессиональный опыт» и «высокий уровень специализации».
И здесь мы сталкиваемся еще с одним парадоксом. Рекрутеры называют «диплом ведущего вуза» одним из несущественных признаков профессиональной адаптируемости выпускника. Однако в новом рейтинге работоспособности, составленном на основании голосования тех самых кадровиков, наиболее престижные в мире университеты — Гарвард, Кембридж, Йель и Оксфорд — тем не менее, оказались на самом верху.
И вот в чем заключается парадокс. Работодатели в принципе признают, что диплом ведущего вуза не гарантирует, что у выпускника есть необходимые профессиональные навыки (и в свою очередь, что идеально подходящий для вакансии выпускник не обязательно учился в престижном заведении). Но многие рекрутеры все же считают необходимым учитывать репутацию или рейтинг университета, чтобы сразу же сделать выборку из большого числа резюме.
Одним из объяснений подобной ситуации является рост международной мобильности. К примеру, в 2014 году международных студентов во всем мире было более 5 млн. (для сравнения: в 2000 эта цифра составляла всего 2 млн.). Поскольку количество резюме от зарубежных кандидатов, получаемых работодателями, постоянно растет, диплом университета «с мировым именем» приобретает все большее значение для амбициозных студентов.
Показатели трудоспособности и значение профессиональных навыков
Какие из предложенных навыков и знаний являются наиболее серьезными показателями работоспособности выпускника?
Подумайте о недавно нанятых выпускниках. Как вы оцениваете значение навыков трудоспособности по отношению к специальным техническим или академическим знаниям или навыкам, связанным с их степенью?
Именно об этом говорит заместитель директора Emerging, Лоран Дюпаскье.
«Внезапно появились студенты, мыслящие глобально и ищущие конкретный бренд. Их диплом должен стать брендом, чтобы они могли его всю жизнь использовать, как своего рода паспорт, который позволит им работать в любой точке мира, для любой компании», — говорит Дюпаскье.
Грин из Эдинбурга тоже знакома с работодателями, использующими университет в качестве критерия, «простого способа работы с данными». Но при этом она отмечает, что некоторые организации «относятся к элитным вузам по-настоящему негативно» и никогда не берут на работу выходцев оттуда.
Эшли Хувер, директор по подбору персонала в Enterprise Rent-A-Car — компании, которую Грин ценит за предельно разумный и честный рекрутинг — говорит, что для них, как для работодателей, важно нанимать сотрудников из самых разных университетов, а не только из элитных.
«Да, квалификация и репутация вуза имеет определенное значение. Но мы выше ценим жизненные навыки и опыт кандидата и действительно берем на работу людей с разным образованием, закончивших более 800 университетов по всему миру», — рассказывает Хувер.
Еще одна сложность — динамичность многих видов индустрии. Она является причиной того, что ни университетские преподаватели, ни консультанты, ни сами студенты не способны предсказать, какие технические знания понадобятся выпускникам на профессиональном пути.
Начальник международного отдела обучения и развития персонала в Fitch Learning, Кейт Лендер, говорит о том, что такая ситуация привела к формированию поколения выпускников, обладающих избыточными академическими знаниями, но не подготовленных к реальной работе, где верная позиция и поступки могут иметь большее значение, чем специальные знания.
В финансовом секторе — где Fitch предлагает своим клиентам образовательные программы — пересмотр правовой базы и технический прогресс привели к снижению спроса на высококвалифицированных технических специалистов и повышению интереса к тем профессионалам, которые способны грамотно применять свои знания в условиях изменяющейся среды.
Вице-президент по развитию Hong Kong University of Science and Technology (HKUST), Иден Вун, соглашается с тем, что способность применять имеющиеся знания должна быть приоритетом для сегодняшних выпускников, но замечает, что обладание академическими знаниями по-прежнему имеет определенную ценность.
«Студентам нужно понимать, что хотя они и специализируются в какой-то сфере, сложно предсказать, какие вакансии будут представлены на рынке через 10 лет. Но каждый должен выбрать для себя определенную сферу, потому что это даст ему глубокие знания в данной области и позволит глубже разобраться в конкретной теме».
«Но я думаю, что способность к адаптации, рационализаторству и приложению знаний в различных ситуациях имеет такое же значение, как и сами знания», — отмечает он.
Этот тонкий баланс между академической специализацией и умением гибко использовать имеющиеся навыки, вероятно, и объясняет успех HKUST в Международном исследовании вузов по уровню профессиональной адаптации выпускников, где он занимает 13-е место (обгоняя, например, Imperial College London, National University of Singapore и University of California, Berkeley).
Однако Вун говорит: «мы твердо верим в то, что университет не является заведением для получения профобразования. Поэтому вуз старается не только подготовить вас к работе. Да, мы хотим дать студентам навыки, которые помогут им найти подходящую вакансию, но еще важнее, мы должны подготовить их к тому, что случится после того, как они туда устроятся. Иначе говоря, для нас важно, сумеют ли они адаптироваться к своим обязанностям и происходящим в мире переменам. Именно в этот момент им пригодятся новаторство, креативность и правильный подход».
В данном исследовании около 90% работодателей определили трудоспособность как «набор связанных с работой навыков, взглядов и реакций», назвав среди подобных черт адаптивность, умение работать в команде и коммуникативные данные.
Если обучение в ведущем вузе не гарантирует, что выпускники умеют приспосабливаться, эффективно работать в команде и применять свои знания в различных ситуациях, как могут наниматели определить, обладают ли они в действительности так называемыми социальными навыками?
Определение трудоспособности
Рекрутеры согласны или полностью согласны с тем, что трудоспособность — это:
Лендер объясняет, что подобные черты «гораздо сложнее оценить в самом начале», поэтому рекрутеры обращают на них внимание только после «первичного скрининга, сосредоточенного на так называемых объективных данных, — некоторым он может показаться тренировкой по выставлению «галочек», — в ходе которого выясняется, соответствует ли кандидат минимальным требованиям по вакансии, и какова его квалификация».
Одним из очевидных способов определения характера и склада ума выпускника, не нашедших отражения в дипломе, является использование производственной практики в качестве полигона. Говоря о том, какой из типов сотрудничества между компаниями и университетами будет наиболее уместным в будущем, более половины работодателей упомянули именно ее.
Университет IE, находящийся в Мадриде, в последние несколько лет стабильно поднимался в рейтинге профадаптируемости выпускников. Исполнительный директор кадровой службы, Эмбер Вигмо, уверена, что, по крайней мере частично, они обязаны этим первичному отбору трудоспособных студентов. «Процесс приема абитуриентов в Университете IE обеспечивает прием подготовленных к труду выпускников. В IE Career Management Center мы сотрудничаем с коллегами из приемных комиссий, и потому им известно, какие навыки пользуются у рекрутеров наибольшим спросом».
Выявление подобных черт может показаться очень разумным подходом для университетов, желающих продемонстрировать впечатляющие показатели по профессиональной адаптируемости, ведь преподаватели и консультанты по трудоустройству сходятся в том, что привить подобные характеристики очень сложно.
Это затрагивает и более серьезный вопрос. Должны ли вузы брать на себя ответственность за культивацию навыков, необходимых в рабочей сфере, или эта задача полностью ложится на плечи самих студентов или работодателей, предлагающих стажировки для выпускников?
Особенно остро данный вопрос стоит в Канаде, где беспокойство вызывает относительно низкий уровень квалификации взрослого работоспособного населения, несмотря на высокие показатели в сфере высшего образования.
В отчете по образованию 2014 года, сформированном Conference Board of Canada, под названием «How Canada Performs» сказано:
«Стоит отметить, что некоторые страны с более низким уровнем образования превосходят взрослое население Канады по уровню квалификации; примерами тому служат Норвегия и Финляндия. Частично это может быть связано с относительно высокой в данных странах долей рабочего населения, имеющей неформальное профессиональное образование».
Это побудило ведущего аналитика Conference Board of Canada, Даниэля Мунро, написать статью для Financial Post, в которой он умоляет канадских работодателей повысить вложения в повышение квалификации сотрудников.
Мунро сформулировал эту фундаментальную проблему, как «уверенность работодателей в том, что можно переложить расходы и ответственность за обучение на финансируемую за счет бюджета систему высшего образования» и отметил «тревожную зависимость» между снижением за последние 2 десятилетия на 40% затрат работодателей на обучение и увеличением числа обращений к вузам с призывом «выпускать готовых к работе специалистов».
«Если наниматели уверены в том, что ответственность за формирование навыков можно передать системе официального образования, то необходимость финансировать обучение из своих ограниченных средств кажется им менее острой, — пишет Мунро. — Им следует иначе взглянуть на роль системы высшего образования. Выпускники обладают огромными знаниями и высокой квалификацией и способны учиться дальше. Однако поскольку работодателям нужны уникальные навыки, адаптированные под новые технологии и разработки, их успех будет зависеть от обучения, проводимого после того, как их сотрудники получат диплом о высшем образовании».
Несмотря на это, канадские вузы активно работают над повышением профессиональной адаптивности своих выпускников. McGill University входит в мировую 20-ку по этому показателю. Такой результат директор службы планирования карьеры данного заведения, Дарлин Начик, объясняет несколькими факторами: серьезной учебной программой, процессом отбора студентов, многонациональностью студенческого и преподавательского состава, условиями для эмпирического обучения, самостоятельным участием во внеклассной деятельности и комплексной системой поддержки студентов.
По ее словам, фундаментальное значение для студентов имеет также возможность обдумать и усвоить полученный опыт.
«У себя в профессиональной службе мы сталкиваемся с тем, что учащимся не хватает времени, если они совмещают учебу с работой или волонтерской деятельностью», — объясняет Начик.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult