Если вы уже поняли, зачем нужен бизнес-план, и потратили какое-то время на предварительный сбор необходимой информации, то теперь самое время закатать рукава и перенести это все на бумагу.
В данной статье вы найдете детальное описание 7 крайне важных аспектов бизнес-плана: что в него следует включить, что заносить не стоит, как работать с числами и какие дополнительные ресурсы способны вам помочь.
Итак, поехали!
Введение
В рамках общей схемы бизнес-плана введение занимает страницу, следующую сразу за титульным листом. Его задача — сообщить читателю, чего же вы хотите. Это очень важно. Зачастую желания бизнесмена остаются тайной до 8 страницы. Четко сформулируйте свою просьбу прямо во введении.
Описание предприятия
Обычно описание предприятия начинается с краткого рассказа об индустрии в целом. В нем стоит поведать как о текущем положении дел, так и о потенциальных перспективах. Здесь же вам следует предоставить информацию о различных рынках, действующих в рамках данной сферы, не забыв упомянуть о новых продуктах или явлениях, способных оказать положительное или отрицательное влияние на ваш бизнес.
Рыночные стратегии
Рыночные стратегии — это результат тщательного анализа рынка. Для проведения данной работы предпринимателю приходится знакомиться со всеми аспектами рынка, чтобы определить круг потенциальных клиентов и выбрать такую позицию для компании, в которой она сможет получить свою долю продаж.
Конкурентный анализ
Целью конкурентного анализа является определение сильных и слабых сторон конкурентов; стратегий, способных дать вам ощутимое преимущество; барьеров, которые могут блокировать конкуренцию на рынке; и чужих недостатков, доступных для использования в рамках производственного цикла.
План разработки проекта
Глава, посвященная плану разработки проекта, призвана предоставить инвесторам описание внешнего вида продукта и график его развития в контексте производства, маркетинга и самой компании. Здесь же должна находиться смета расходов, необходимых для достижения целей предприятия.
Проект производства работ
Проект производства работ — это описание принципов функционирования бизнеса. В нем отражается организация работы компании, например, различные обязанности руководителей, задачи, стоящие перед каждым из подразделений, а также расходы и издержки, связанные с работой производства.
Финансовые факторы
Финансовые данные всегда располагаются в конце бизнес-плана, но это вовсе не говорит о том, что они имеют меньшее значение, чем предыдущие материалы, посвященные концепции бизнеса и управлению им.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult