Итак, приступим: скажем, в моем случае... определением безумства является... «бесконечное повторение одних и тех же действий, сопровождаемое ожиданием того, что результат изменится». Всем известно, что данная формулировка верна, но когда вы ищете работу, вырваться из безумия почему-то сложно.
Бьюсь об заклад, вы когда-нибудь слышали о ежедневной лотерее, правда? Вы практически забрасываете порталы по трудоустройству своими резюме; обмениваетесь рукопожатиями во время проведения «супер кратких презентаций» на бесчисленных встречах, направленных на создание сети деловых контактов; пишете сопроводительные письма людям, на которых желаете работать; сидите в приемных в классическом деловом костюме, ожидая, пока вас вызовут на собеседование; и выполняете любые другие указания, ведь вы хотите (нет, заслуживаете), чтобы ваше будущее стало ярче. Ох!
Печальная истина заключается в том, что мир поиска работы совершенно безумен. Вот малоизвестный факт: должностные инструкции были созданы в IBM в 1942 году. Они руководили нашими поисками вакансии и техниками проведения собеседований более 80 лет! Но насколько с 1942 года изменился мир? Давайте посмотрим: мы были свидетелями развития равноправия, начались и закончились войны, произошло падение железного занавеса, мы наблюдали за разрушением преград для мировой коммерции под воздействием интернета, и это лишь некоторые примеры. Каждое из этих событий изменяло направление стратегий управления человеческими ресурсами, но мы до сих пор играем в одну и ту же элементарную игру под названием «квадратное отверстие». В ней должностные инструкции — это квадратное отверстие, а мы пытаемся быть подходящими для него квадратными деревянными гвоздями. Но это уже сумасшествие! Многие люди чувствуют себя бессильными в этом безумном мире, и потому я просто сгораю от желания помочь им избавиться от этого бреда.
Хорошая новость в том, что дело не в вас, а в системе! Теперь вы знаете, где скрыты подвохи. Вот как можно использовать такую осведомленность себе на пользу.
Познайте себя перед собеседованием
На прошлой неделе Ян МакИнтош разместил здесь пост под названием «Самопознание — это все. Как его достичь». В нем он написал:
«Если вы недостаточно сильны в понимании самого себя, то вы обречены на гораздо менее эффективное взаимодействие со своими родными, друзьями и коллегами».
Ох... как верно. Нам кажется, что мы знаем себя, но большинство из нас до сих пор дает себе профессиональное определение, опираясь на резюме и любые награды, полученные во время работы. Находясь на собеседовании или поддерживая деловые связи, мы склонны к восторженному описанию того, что мы сделали и — если нам повезло — насколько хорошо мы с этим справились. Этот базирующийся на достижениях стиль должен уступить дорогу новым требованиям экономики, согласно которым нам стоит больше говорить о своем вкладе.
Мы используем простое упражнение CAB, чтобы помочь людям пересмотреть свои свершения и превратить их во вклады. Для начала найдите в своей карьере 3—4 достижения, которыми вы 1) гордитесь и 2) наслаждались в процессе работы. Затем возьмите каждое из них и выделите следующие моменты:
1. Challenge — Задача: В чем заключалась задача или цель компании (или команды)?
2. Activities — Действия: Какие действия вы предпринимали, чтобы решить задачу или достигнуть цели?
3. Benefit — Польза: Какую пользу достижение принесло организации?
Предупреждение. Иногда сложно понять, какие ваши действия стали вкладом в общее дело, потому что вами руководили, или — как сказал Майк Мартел в своей недавней статье «Внимание: вы не знаете, чего вы не знаете» — ваша компетенция была безотчетной, то есть вы действовали по наитию. Но внимательно обдумайте этот момент, ведь вы должны суметь выразить, как именно вы приносили пользу организации, в которой работали.
Игнорируйте должностные инструкции
Должностные инструкции обычно мало совпадают с реальными нуждами менеджера по персоналу, поэтому относитесь к ним скептически. Напротив, отправляйтесь на собеседование с готовностью лучше изучить позицию. Сотрудники отдела кадров высоко оценят вашу глубокую заинтересованность в получении большего количества информации об их потребностях и приоритетах. И вы обязательно выделитесь на фоне других кандидатов, считающих себя молотками, а каждое собеседование — гвоздем.
Чтобы ваши действия были результативными, вам нужно как можно раньше приступить к задаванию вопросов во время собеседования. Так вы сможете направить свои усилия в правильное русло. Вот что я имею в виду. Скажем, разговор начинается с обычного вступления: «Расскажите о себе». Я советую людям сделать очень краткий обзор, а затем попросить о пояснениях, касающихся должности. Вот как это выглядит:
«Итак, у меня есть бизнес-образование в области маркетинга, полученное в Университете Миссури. В течение нескольких лет я с большим успехом исполнял обязанности администратора по набору персонала. Но у вас, разумеется, есть мое резюме, и потому я не хочу тратить наше время на уже известные вам подробности. Лучше расскажите мне немного о том, что вы ожидаете от сотрудника на данной должности, чтобы я знал, в каком направлении мне следует развивать свой рассказ».
Чем больше вы знаете о позиции, тем активнее вы способны контролировать диалог. Отличной реакцией на любой предоставленный рекрутером ответ будет: «Почему? Расскажите поподробнее». Так вам удастся вырваться за пределы бесполезных односложных ответов и добраться до важной информации. Ключ в том, чтобы как можно больше узнать о настоящих нуждах и приоритетах. Это вытащит вас из детсадовского собеседования и перенесет к серьезной и подробной беседе, где вы сможете восстановить уверенность в себе.
Помните: вы этим не исчерпываетесь
Частично недостаток уверенности в себе бывает спровоцирован тем, что кандидаты буквально места себе не находят из-за беспокойства о том, пройдут они собеседование или нет. Я видел людей, настолько сильно сконцентрированных на продаже самих себя, что у них пропадало собственное мнение. Они забывали о том, что вакансия — это признак наличия проблем у компании.
Подумайте вот над чем. Как бы вы отреагировали, если бы продавец машин общался с вами так, словно он точно знает, что вам нужно? Это побочный продукт старой динамики проведения собеседования. Сегодня это не работает. Сейчас важнее, чем когда-либо, выяснить, какие моменты важны с точки зрения менеджера по персоналу. Задавая хорошие вопросы, вы сможете добраться до сути его приоритетов. Прекрасным вопросом может стать:
«Если бы я попросил вас на секунду задуматься о 2—3 известных вам лучших исполнителях, находившихся в этой должности, <пауза позволит собеседнику вызвать образы в памяти>, то обладание какими чертами, на ваш взгляд, принесло им успех?»
Этот вопрос позволит вам отклониться от курса бесплодного обсуждения навыков, квалификаций и второстепенных тем. Когда вы увидите в глазах менеджера по персоналу положительную реакцию на свои слова, начнется возрождение вашей уверенности в себе. Это связано с тем, что стараясь расслышать неназванные и неуловимые черты идеального кандидата, вы получаете ценнейшую информацию.
Как я сказал, сумасшествие — не ваша вина. Надеюсь, более четкое представление о ситуации даст вам преимущества, которых у вас никогда не было. Уверен, открытость необходима для жизни в мире, который, кажется, сошел с ума. По-моему, понимание того, что же происходит в действительности, повышает мой уровень контроля, и поверьте, это дает мне куда больше уверенности. Надеюсь, это поможет и вам.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult.