В первой части этого поста мы рассмотрели, как дополнить стратегию подготовки с помощью мнемонических приемов и повторения с интервалами, чтобы сделать большой шаг вперед на пути к повышению баллов за GMAT. Сегодня мы продолжим изучение техник совершенствования памяти, основанных на использовании ассоциаций и музыки.
Повышение оценки за GMAT
Рассказчик из книги Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» ощутил силу так называемой непроизвольной памяти в тот момент, когда он, вгрызаясь в Маделен (разновидность французского бисквита), внезапно оказался во власти воспоминаний о своем детстве. Вы, вероятно, сталкивались с подобными приступами ностальгии: определенный вкус, запах или мелодия мгновенно создавали связь с отдаленным прошлым.
Человеческий разум крайне ассоциативен. Даже мельчайшей, неяснейшей детали подчас бывает достаточно, чтобы вызвать у нас такое яркое воспоминание о юности, словно все произошло только вчера. К вашему счастью, эксплуатация этой силы ассоциаций способна помочь вам сорвать в день теста большой куш. Весь сложный, разноплановый материал, необходимый для сдачи GMAT или GRE, можно зафиксировать в памяти, используя несколько простых мнемонических трюков.
Эффект Пекаря/пекаря
Как использовать ассоциации для получения более высоких баллов за GRE или GMAT? Одна из наиболее распространенных техник заключается в применении визуальных или пространственных сигналов, помогающих консолидировать определенную информацию и внедрить ее в память. Идея проста: высокая эффективность ассоциативного запоминания по сравнению с заучиванием объясняется тем, что оно создает более яркие впечатления.
Это должно быть понятно интуитивно. Известно, что многим людям сложно запомнить имя человека, которого они видели лишь однажды, если только у них не возникает каких-то других ассоциаций, связанных с его фамилией. В исследовании, названном «Эффект Пекаря/пекаря», мужчине были представлены две группы людей. Одной команде сказали, что его фамилия Пекарь, другой поведали: он пекарь. Оказалось, что вторая группа лучше воспроизвела данную информацию. Это объясняется тем, что мысль о пекаре вызывает в мозгу целую сеть ассоциаций: запах свежего хлеба, вкус пирожных, картинка пекаря за работой и т. п. Таким образом слово «пекарь» воздействует на большее количество отделов мозга, чем соответствующая фамилия.
Запоминание по ассоциации
Зная о том, что визуальные сигналы оказывают более продолжительное воздействие на ваш разум, вы можете использовать технику ассоциаций для сдачи предстоящего экзамена — GMAT или GRE. Скажем, к примеру, просматривая колоду карточек-напоминалок с лексикой, вы сталкиваетесь со словом «taciturn» («немногословный»). Вы можете представить себе человека, «отворачивающегося» («turning») от диалога, чтобы запомнить, что «taciturn» значит «склонный к молчанию, необщительный, отказывающийся вступать в разговор».
Другой подход к увеличению вашего словарного запаса и развитию вербальных навыков перед GMAT заключается в привязке определений к ассоциирующимся объектам или людям. Например, вы запомните определение слова «garrulous» («словоохотливый») — «излишне разговорчивый, особенно на тривиальные темы», — потому что оно напоминает вам о чрезвычайно болтливом приятеле с Facebook по имени Гарри. Используйте то, что кажется вам наиболее естественным для создания ассоциаций, способных подсказать вам значение слова.
Метод локусов
Ассоциативное обучение сработает и при необходимости проявить кратковременную собранность, например, при ответе на вопросы из раздела GMAT Reading Comprehension. Хотя отрывок, пока вы ищите ответы, будет оставаться на экране, вам удастся сэкономить время, если вы будете точно знать, где находится важная информация — ключевые аргументы, мнения или ясно сформулированное отношение автора. Попробуйте в своей кратковременной памяти составить схему с контрольными точками, которая поможет вам сосредоточиться на деталях, необходимых для ответов на вопросы.
Один из подходов, известный как метод локусов, состоит в том, чтобы представить отрывок в виде дома, где каждая комната соответствует отдельной части текста, а конкретные вещи в ней указывают на более мелкие детали. Затем, когда придет время отвечать на вопросы Reading Comprehension, вы сможете просто «гулять» по отрывку, имея точную карту расположения ключевых моментов друг относительно друга.
Назовите мелодию
Визуальные и пространственные ассоциации — это не единственный эффективный способ заполнить свою память. Не меньшим влиянием может обладать и музыка. У вас, скорее всего, уже есть стойкие ассоциации с любимыми песнями. В музыке есть нечто цепляющее, иногда даже слишком сильно — например, когда песня буквально «застревает» в мозгу.
Данная черта музыки — легкость запоминания мелодии — это именно то, за что вам нужно ухватиться во время подготовки к GMAT. Вы наверняка с детства помните песенку ABC. Может быть, вы до сих пор машинально напеваете ее, повторяя алфавит. Как и в случае с запоминанием букв, заучивание материала для экзамена упростится, если вы «положите» его на простую, привязчивую мелодию.
Музыка и математика
Скажем, вы пытаетесь заучить формулу D=r*t. Поскольку самые простые мелодии, которые легче всего запомнить, используются в детских песенках, можно взять «Mary Had a Little Lamb». Чтобы зафиксировать формулу в памяти, вам нужно всего лишь пропеть ее, как музыкальную фразу: «Расстояние — это скорость на время... скорость на время... скорость на время».
Обязательно постоянно пойте ее во время уроков вслух (только предупредите своего соседа). Затем, когда в день теста вам потребуется применить данную формулу, вы обнаружите, что мелодия немедленно возникнет у вас в голове, а вместе с ней и важная информация, необходимая для решения задачи.
Лучший способ усовершенствовать свою стратегию подготовки и повысить оценку за GMAT заключается в использовании комбинации из мнемонических приемов, повторения с интервалами, ассоциаций и музыкальных «запоминалок». Применяйте различные техники там, где они наиболее уместны, и творчески подходите к изобретению собственных методов.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult.