На прошлой неделе мы опубликовали первую часть статьи, где деканы трех топовых университетов поведали об изменениях в процессе обучения, связанные с пандемией короновируса. Сегодня мы предложим вашему вниманию интервью еще трех руководителей бизнес-школ, которые расскажут о некоторых отсроченных позитивных эффектах, которые станут очевидны, когда мир выйдет из кризиса.
Тони Бернардо, декан Anderson School of Management (UCLA):
— Мы переживаем период, характеризующийся практически полной неопределенностью для всех. Студенты задумываются о своих профессиональных перспективах и беспокоятся о том, станет ли осенью обучение снова очным, а школы волнует бюджетная составляющая. Но меня обрадовало, что все сплотились и стараются сделать все возможное в это чрезвычайно сложное время. Студенты выдвинули массу отличных общественных инициатив и сотрудничают с нами в области обучения. Они обеспечивают нас очень ценной обратной связью, и мы стараемся реагировать на нее как можно быстрее. Была проведена огромная работа для поддержки наиболее уязвимых членов сообщества.
В наши Employed MBA и Executive MBA входит множество гибридных курсов. Поэтому определенный опыт у нас есть (хотя и у меньшей части преподавателей). Одним из первых наших действий стал сбор всех семинаров, которые вели те профессора, что были знакомы с удаленным обучением. На подготовку к весенней четверти у нас было 2,5 недели, и это помогло упростить переход. Мы еженедельно встречались с лидерами студентов со всех программ, а они опрашивали товарищей и давали комментарии, насколько хорошо или плохо работают техники, применяемые учителями. Иногда вы узнаете о таких вещах, о которых даже не задумывались. Это мелочи, но они имеют значение.
В удаленное обучение внедряется масса инноваций. Мы продолжаем узнавать, как справляться с этим все качественнее, и делимся лучшими находками. Думаю, в результате появится огромное количество инструментов для взаимодействия. У нас уже есть несколько хороших вариантов, но мы ожидаем, что они будут совершенствоваться. Так что мы переживаем период быстрых преобразований в обучении, который, очевидно, окажет долгосрочное влияние.
В перспективе мы получим целое поколение людей, которое прекрасно себя чувствует в таких условиях. Студентам удобно. Получая высшее образование, они, наверное, более открыты к таким ситуациям. Двое моих детей учатся в колледже, и у них переход произошел относительно хорошо. Это справедливо не для всех их товарищей, но у большинства все в порядке, и это — будущие MBA-абитуриенты. В то же время очная часть MBA-программы — это важная составляющая опыта. Мне сложно вообразить, что когда-то будет иначе.
К осени мы планируем стать университетом с различными возможностями. Не думаю, что варианты будут крайними — полностью удаленно или полностью очно. Нам нужно включить в свои планы нечто среднее. Это может быть очное обучение с большей долей дистанционных занятий или комбинация онлайн-предложений для студентов, у которых нет возможности ежедневно посещать лекции или связанных обязательствами, требующими личного контроля. Так что половинчатых вариантов целый перечень, и мы работаем над ними. И я действительно считаю, что наиболее оправданным является именно сбалансированный подход. Это то, чего стоит ждать к сентябрю. Наша стандартная осенняя четверть начинается в сентябре, до этого еще 4 месяца, за это время многое может произойти.
В основном я рассматриваю все это как временный феномен. Мы обязательно вернемся в норму. Очень вероятно, что следующий год будет выдающимся с точки зрения абитуриентов. Обычно во время кризисов мы видим рост числа заявок, но мы можем столкнуться и со снижением активности зарубежных студентов, не имеющих возможности приехать из-за проблем с визами. Разумеется, мы столкнемся с некоторыми финансовыми последствиями, но не думаю, что они повлияют на наши приоритеты. Однако нам придется подумать о паре других нюансов: как грамотно интегрировать удаленное обучение в свои программы, и какие действительно серьезные проблемы подготовки оно повлечет за собой в будущем. Если вы начинаете раздумывать над всеми возможностями и сложностями, с которыми люди сталкиваются при работе из дома, возникает очень много вопросов о том, как обеспечить своей виртуальной рабочей силе максимум удобств. И трудности связаны не только с организацией, но и с учебным планом. Как нужно его доработать, чтобы он отражал новые проблемы, которые будут вставать перед управленцами? Это невероятно интересно.
Уильям Болдинг, декан Fuqua School of Business (Duke University):
— Мы оказались в беспрецедентной ситуации. Ни с чем подобным мы раньше не сталкивались, поэтому нам интересно и сложно. Мне кажется, действительно позитивным фактором сейчас является то, что в кризис можно увидеть как лучшие, так и худшие варианты человеческого поведения. И нам на самом деле повезло, что нам досталась светлая сторона.
Несмотря на все трудности, я очень благодарен тому сообществу, членом которого являюсь, за помощь. Часть из того, что мы делаем сейчас вынужденно, мы будем делать и дальше.
Поэтому нет ничего плохого в том, что мы находим новые пути для поддержания связей со своим окружением. Так что позитивные аспекты, несомненно, есть, хотя в целом происходящие события по-настоящему опасны и пугающи.
Все это помогает преподавателям и студентам понять, что хорошо работает в онлайн, и почему нужно личное общение. Думаю, нынешнее поколение уверено, что по определению доминировать должны встречи «face-to-face». И все же я надеюсь, что и учителя, и слушатели понимают: есть примеры ситуаций, когда часть материала можно интересно раскрыть и подать онлайн, лишь укрепив тем самым очное взаимодействие. Идет такой массовый вынужденный эксперимент, в результате которого мы получим как несколько провалов, так и несколько открытий — более удачных подходов, чем мы используем сейчас.
Если вы выбираете очную программу, то львиную долю опыта вы получаете за пределами аудитории. Поэтому нам нужно очень внимательно следить не только за тем, как мы преподаем, но и как обеспечиваем это взаимодействие. Я только что вернулся с совещания, где внезапным озарением стало: «Ого! Онлайн общение позволяет собрать более широкую аудиторию, потому что пропадает барьер — не нужно выходить из дома и добираться в определенное место». Неважно, о каких препятствиях — физических или психологических — идет речь. У нас появляется доступ к такому уровню подготовки, которого невозможно добиться лицом к лицу.
Шри Захир, декан Carlson School of Management (University of Minnesota):
— Нам пришлось перевести в онлайн 300 разделов 200 курсов за 4 рабочих дня. Эти курсы никогда не проходили в таком формате. Неделя выдалась сумасшедшая. Была всего 1 или 2 кафедры, где пришлось потрудиться вручную значительно больше. Наши IT-специалисты отработали великолепно. Они подготовили обучающие видео. Они просто феноменально справлялись с тем, что было необходимо сделать. Переход прошел даже лучше, чем ожидалось. Мы опросили всех своих студентов, и они оказали нам существенную помощь. Я боялась, что пара курсов окажется настоящими аутсайдерами. Но выяснилось, что у наших part-time и Executive MBA проблем нет. Все прекрасно, и перехода они практически не заметили. По-настоящему потеряли личное общение наши бакалавры. Самой низкой оценкой оказалась тройка (удовлетворен), но этот переход после весенних каникул их явно не порадовал. Для них он стал настоящим шоком. У студентов full-time MBA иногда встречаются part-time-курсы в качестве опциональных, но в основном они тоже ценят личное общение. Они любят синхронные занятия значительно сильнее, чем асинхронные. Учащиеся остальных программ, как правило, предпочитают комбинации.
Думаю, переход мог бы оказаться более сложным, если бы в последние 6 или 7 лет у нас не было дополнительной программы part-time MBA, и, если бы в прошлом году мы не запустили полностью удаленный online MBA-курс. Прежде всего он задумывался как сервис для студентов-заочников, у которых появилась возможность выбирать, начинать с онлайн или нет. Все кредиты те же. Цена аналогична. Поскольку благодаря такой гибкости подпрыгнул уровень удовлетворенности студентов, мы добавили и другие онлайн-курсы. Адаптивность очень важна, ведь многие наши ученики работают в городе на предприятия из Fortune 500, и их внезапно могут отправить в служебную командировку. Так что мы хорошо вложились в дидактическое проектирование и обучение персонала.
Многие наши профессора поняли: онлайн-обучения не должно быть меньше, оно просто должно быть иным. Теперь значительно проще приглашать спикеров из любой точки мира. И студенты это ценят. Даже после выхода из кризиса, я думаю, преподаватели будут звать более широкий круг специалистов в гости. Материал, который нужно начитывать в виде лекции, чаще будет записываться, а очные занятия будут отдаваться под более ценные занятия вроде разбора кейсов и практической работы. Эти тренды уже начинали формироваться, и пандемия их просто подстегнула. Да, над некоторыми моментами нужно будет обязательно подумать еще раз, однако многое лишь стало развиваться быстрее.
Очень многое зависит от поведения вируса. Вузам, зависящим от зарубежных студентов, будет сложнее. Проблема в том, что они могут не получить визы вовремя. И это серьезное затруднение. Консульства везде закрыты, и студенческие визы находятся в самом низу списка приоритетов. Наиболее ранние приглашения в Китае назначены на ноябрь. Если ситуация не изменится, то добиться приезда сюда даже тех учащихся, которые к этому готовы, при условии, что мы начнем работать в обычном режиме, будет очень непросто.
Если кому-то не дадут визу, мы надеемся, что они начнут осваивать программу онлайн. Да, это не идеально. Есть и другие варианты, например, отложить их приезд до января. Нам придется разбираться со всем этим. Но давайте всё же надеяться, что осенью мы будем открыты. Проблемы с визами — это настоящая головная боль. Сейчас мы готовы дать отсрочку, потому что full-time MBA — это небольшая часть нашей учебной программы. Разноплановые заведения могут себе это позволить. Так что я думаю, мы хорошо поддержим студентов, предоставив отсрочку, если она понадобится.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult