Есть известный педагогический афоризм о пастухе, который только приводит нас к водопою, но не сможет заставить нас пить. Это была несколько идеалистическая метафора преподавателя, направляющего к самостоятельному получению знаний, ведь учиться нас все-таки заставляли. А вот система голландской высшей школы – реальное воплощение этого принципа.
Студентов здесь учат получать навык: находить информацию, работать с ней, понимать, изучать, но не заучивать. Для того, чтобы разобраться в культурных и методологических особенностях голландского подхода к преподаванию, нужно понять, как устроена голландская высшая школа.
В Нидерландах есть три типа высших учебных заведений: научно-исследовательские (Research Universities), университеты прикладных наук (Universities of Applied Sciences) и институты международного образования (Institutes for International Education). Научно-исследовательские университеты готовят исследователей и дают возможность глубоко изучить выбранную область знаний, ее теоретический фундамент. А университеты прикладных наук предлагают освоить практическое приложение наук, в рамках конкретной профессии. Однако все три типа объединяет одна черта – образование здесь рассматривается как очень субъективный процесс. Задача студента не встраиваться в существующую систему, а создавать свою собственную. Чем раньше студент понимает, что его обучение – это его личный жизненный проект, тем проще и эффективнее идет работа.
Отличный пример такого подхода – занятия под названием tutorial. Каждую неделю студенты готовятся к занятию-обсуждению по заданной теме и делятся друг с другом результатами. Это несколько напоминает формат отечественных семинаров, только проходит активнее и при полной отмене модели «учитель дает – ученик запоминает». Благодаря таким занятиям приобретается ценный навык работы с информацией, ее поиску и критической оценке, а так же навык постановки проблемы и формулирования собственного мнения. Даже лекции в голландских вузах часто предполагают подготовку студентов и включают решение задач по теме.
Рассмотрим 4 главных и самых важных принципа голландского подхода в преподавании.
1. Интерактивность и работа в команде
Это основной принцип эффективности любого проекта. Процесс обучения в голландском вузе – своего рода личный проект каждого отдельного студента. Значительная часть всех учебных программ голландских вузов предусматривает помимо самостоятельных работ, групповые задания по анализу и решению конкретных задач. Российская система образования командный навык почти не учитывает, в то время как голландская система, можно сказать, на нем построена. Студентам, привыкшим работать по большей части индивидуально бывает сложно перестроиться. Но дальше, в профессиональной и научной деятельности, командная работа будет просто необходима. Именно для этого голландцы вводят практические занятия. Опыт работы в настоящей команде можно получить благодаря распространенным здесь стажировкам. Формат такой практики зависит от специальности, которую вы выбираете. Голландская педагогика провозглашает командную работу – как основу самообучения и самодисциплины. Важно, что в большинстве случаев лектор или преподаватель – тоже часть команды, а не просто модератор или куратор.
2. Фокус на конкретных задачах
Голландия не просто берет на вооружение новаторские подходы к образованию, но и является родиной методов, уже ставших известными во всем мире. Здесь изобрели Problem-Based Learning, или метод решения конкретных кейсов. Это эффективный учебный формат, часть той самой командной работы, который применяется наряду с традиционными форматами – лекциями и семинарами. Одним из первых PBL стали практиковать в Университете прикладных наук Стенден более полувека назад.
Работа по методу PBL обязательно ведется в небольших группах, студентам предлагается задача, взятая из реальной жизни, а так же набор «инструментов» для ее решения. Задача студентов выработать стратегию, найти способы, методы, новые подходы. Студенты сами решают, какая информация нужна для выполнения задания, где ее получить и как применить.
Традиционная модель образовательного процесса строится на теоретическом материале, который обосновывается практическими примерами. Здесь же происходит обратное движение – от практики, конкретного кейса или проблемы – к построению теории вокруг этого кейса. Таким образом, образовательный процесс из пассивного восприятия превращается в творчество.
Метод PBL учит главному: мыслить. Причем мыслить нетривиально, искать, проектировать, изобретать.
Помимо этого, такая методика стимулирует студентов к самостоятельной и командной работе, учит рассчитывать время, подогревает интерес к получению знаний, тренирует навык публичных выступлений и подготовки презентаций и, что немаловажно, готовит к реальной жизни. Потому что дает возможность напрямую и явно связать теорию с практикой, а значит отчетливей понять самые разные аспекты будущей профессии.
Как правило, у подобного учебного формата есть четкая пошаговая система.
Шаг 1: определение сути проблемы и желаемого результата.
Шаг 2: самый увлекательный - мозговой штурм. Студенты рассматривают кейс со всех сторон и делятся идеями по его решению.
Шаг 3: приведение идей к наглядной форме, составление списка из вариантов решения задачи, схем, рисунков, презентаций.
Шаг 4: распределение тем по группе для проведения самостоятельной работы.
Шаг 5: индивидуальное изучение вариантов решений в интернете и университетской библиотеке между занятиями PBL.
Шаг 6: подготовка выступлений, на которых идет обмен информацией и выбор оптимального решения проблемы.
PBL дополняет основной учебный план, но есть вузы, которые предлагают программы на основании только этого метода.
3. Уважение
Этот принцип можно назвать и в целом «европейским». Голландская методика преподавания основана на уважении к личному мнению и убеждениям студентов. Это относится не только к высшей школе, но ко всем остальным сферам жизни. Именно из этой установки произошло разнообразие и плюрализм голландского общества.
4. Интернациональная атмосфера
В Голландию приезжают учиться со всех концов света. Доля иностранных студентов может достигать 40-50%. Каждый десятый студент здесь – иностранец. Это позволяет быстрее адаптироваться к интернациональной атмосфере международных компаний. Исторически сложилось, что голландцы, торгуя по всему миру, владеют многими иностранными языками. Более 95% жителей Нидерландов свободно говорят по-английски, что делает обучение, проживание и работу в этой стране особенно привлекательными для иностранцев.
Голландская система преподавания фокусируется на студенте, его личных способностях и запросах. Именно студент здесь объект и субъект образовательного процесса. Самостоятельность, осознанность и уважение - исходя из этих параметров сформированы методы и подходы в обучении, эффективность которых доказана временем.
Статья подготовлена совместно https://www.nesorussia.org/