На прошлой неделе мы опубликовали первую часть статьи о рейтинге международных программ MBA-2019 по версии Financial Times. Мы рассмотрели 7 лучших бизнес-школ по разным критериям ранжира, а сегодня расскажем еще о 3 школах и поведем итоги.
Лучшая карьерная служба: Sungkyunkwan University GSB
Выпускники помогли Sungkyunkwan из Южной Кореи попасть на первое место по уровню работы карьерной службы, подняв ее на две позиции. В общем зачете школа преодолела с прошлого года 9 ступеней вверх, став 42-й. Она занимает высокие места по карьерному росту (14-е) и соотношению цена/качество (16-е). «Качество преподавания и инфраструктура заведения превосходны, [и] школа очень заинтересована в обеспечении всех условий для личностного развития», — поделился один из студентов.
Максимальный скачок: Indian Institute of Management Calcutta
Серьезнейший рывок на 29 позиций — с 78-й на 49-ю строчку — сделал в этом году IIM Calcutta. По росту зарплаты выпускников в процентах школа заняла 9-е место (139% против 117% в прошлом году), при среднем ее размере $158,138 (было $139 тыс.). По карьерному росту ее слушатели оказались седьмыми. «Превосходные преподаватели, отличная группа, прекрасный кампус. Простые методики преподавания, но богатый материал, современный и ориентированный на будущее», — подчеркнул один из воспитанников.
Лучший по обучению за рубежом: Lisbon MBA
Lisbon MBA — совместный проект Catolica-Lisbon и Nova SBE — остается лидером по обучению за границей уже второй год подряд. В топ-4 этой категории она держится с 2013 года. Явно пользующийся спросом зарубежный элемент появился благодаря интеграции школы с MIT Sloan. Хотя в общем зачете этот вуз и стоит на 86-й строчке, его выпускники находятся на 8-й позиции по карьерному росту. Один из студентов отметил наличие «близких, душевных отношений между командой MBA и классом».
Методология
В этом рейтинге отмечены 100 лучших в мире программ full-time MBA. В версии 2019 года в общей сложности приняли участие 150 заведений. Все они соответствуют предварительным критериям FT, включающим наличие аккредитации, выданной Equis или AACSB.
FT проводит анкетирование выпускников через три года после прохождения MBA. Чтобы школа попала в число кандидатов, отреагировать на опрос должны минимум 20% ее бывших воспитанников, при этом они должны дать не менее 20 полных ответов. В нашем исследовании приняли участие около 8000 слушателей класса 2015 года — отклик составил 38%.
При составлении рейтинга учитывается 20 различных критериев. Ответы выпускников служат базой для 8 категорий, в общей сложности оказывающих 61-процентное влияние на результат. 11 факторов формируются на основе данных школ, их вес составляет 29%. KPMG ежегодно проверяет количество заведений. Последний критерий — исследовательский рейтинг — определяет 10%.
Категории, связанные со студентами, учитывают данные, собранные за три года. Ответы из опроса 2019 года влияют на половину результата, а информация 2018 и 2017 годов весит по 25%. Если доступны сведения всего за два года, то они распределяются в соотношении 60:40 (если речь идет о 2019 и 2018 годах) или 70:30 (если они собраны в 2019 и 2017). Данные о доходах за любые два года имеют одинаковый вес.
Первая пара факторов, определяемых выпускниками, — средний заработок через три года после обучения и его рост по сравнению с зарплатой перед MBA — имеет в общей сложности 40-процентное влияние на результат. В случае с последним из них, первая половина касается абсолютного роста, а вторая — процентного (опубликованного). Текущие оклады конвертируются в американские доллары с учетом уровня покупательной способности, установленного МВФ в октябре 2018 года.
Заработки сотрудников некоммерческих и бюджетных организаций, а также студентов очных отделений вузов исключаются из выборки, так как они относятся к числу максимальных и минимальных окладов по каждой школе и мешают получению нормализованного среднего показателя. На последнем этапе доходы взвешиваются для сглаживания различий между отраслями.
Соотношение цены и качества для каждого заведения вычисляется путем деления среднего заработка слушателя через три года после выпускного на общие затраты, включающие стоимость обучения, утраченный доход, альтернативные издержки и прочие расходы. Любая финансовая помощь, оказанная воспитаннику, отнимается от общих затрат.
Кроме этого, FT собирает информацию о нынешних преподавателях школ, только что принятых студентах и последнем выпущенном курсе. В число критериев по вузам входят разнообразие коллектива, членов учебного совета и студентов по половому и национальному признаку, а также географический охват MBA. При работе с гендерными данными наиболее высокая оценка достается заведением с соотношением 50:50.
Исследовательский рейтинг базируется на количестве статей, написанных штатными преподавателями для 50 признанных во всем мире академических и отраслевых изданий. Ранжир охватывает абсолютное число публикаций с января 2016 по октябрь 2018 года и относительный показатель, привязанный к размеру преподавательского коллектива.
FT отказался от категории «обладатели докторской степени» и заменил ее новой: «ответственность бизнеса перед обществом». Она определяется долей лекционных занятий на ключевых курсах, посвященных ответственности компаний, этическим, экологическим и социальным проблемам. Ее вес в общем результате составляет 3%, оставшиеся проценты были отданы другим категориям.
Рейтинг международных MBA от FT носит относительный характер. Заведения сравниваются между собой за счет вычисления Z-балла по каждому критерию. Z-балл — это статистическая величина, показывающая, где результат находится относительно среднего значения. Эти баллы позже, как упомянуто в ключе, взвешиваются и складываются для получения общей оценки.
После исключения заведений, опросы выпускников которых не дали нужного отклика, составляется первый вариант ранжира с учетом всех остальных школ. Вуз, оказавшийся на нижней строчке, отбрасывается, подсчет производится снова. Действие повторяется до тех пор, пока в списке не останется 100 заведений. Именно они и попадают в ранжир 2019 года.
Ключ
Сегодняшний оклад: средняя зарплата выпускника через три года после окончания обучения, в американских долларах с учетом паритета покупательной способности (см. методологию). Эта цифра не используется при составлении рейтинга.*
Взвешенный доход (20): средний заработок слушателя через 3 года после выпускного, эквивалент в долларах с учетом паритета покупательной способности и поправки на расхождения между секторами (см. методологию).*
Рост зарплаты (20): средняя разница между окладом воспитанника перед MBA и в данный момент. Половина показателя учитывает абсолютное повышение дохода, а вторая — рост в процентах относительно более ранней суммы.
Соотношение цены и качества (3): вычисляется с учетом нынешнего заработка, продолжительности программы, стоимости обучения и прочих расходов, в т. ч. утраченного дохода за время прохождения MBA.*
Карьерный рост (3): подсчитывается, исходя из изменений должностного положения выпускника и размера предприятия, на котором он работает сейчас по сравнению с ситуацией до обучения.*
Достижение целей (3): насколько слушателям удалось достичь поставленных перед собой целей, связанных с MBA.*
Карьерная служба (3): эффективность, по мнению воспитанников, работы школьной карьерной службы в области консультирования по профессии, личностного роста, проведения мероприятий, направленных на завязывание полезных знакомств, поиска мест для стажировки и найма на работу.*
Трудоустройство в течение трех месяцев (2): процент студентов, закончивших обучение в самом недавнем прошлом, которым удалось найти место или получить предложение от работодателя в течение трех месяцев после выпускного. Цифра в скобках — это процент учащихся, для которых школа смогла назвать дату выхода на службу. Именно она и используется в этой категории для выставления баллов.**
Рекомендации выпускников (3): высчитывается, исходя из данных о трех вузах, которые опрошенные называют в качестве предпочтительных источников персонала, имеющего диплом MBA.*
Количество женщин среди наставников (2): процент женщин среди преподавателей.
Количество женщин среди учащихся (2): процент студенток на программах full-time MBA.
Женщины в совете (1): процент женщин среди членов школьного экспертного совета.
Количество иностранцев в преподавательском коллективе (4): зависит от разнообразия данных о гражданстве наставников и процента выходцев из стран, не совпадающих с местом их трудовой деятельности; данные представлены в таблице.***
Количество зарубежных студентов (4): вычисляется, исходя из разнообразия данных о гражданстве нынешних слушателей MBA-программ и доли выходцев из других стран; цифры находятся в таблице.***
Количество иностранцев в совете (2): процент членов совета, не имеющих гражданства той страны, где находится школа.
Международная мобильность (6): основана на гражданстве выпускников и данных о государствах, где они работали до обучения на MBA, сразу после него и три года спустя.
Опыт обучения за рубежом (3): зависит от того, участвовал ли последний из закончивших обучение классов в обменах, исследовательских проектах, учебных турах и стажировках в компании, расположенной за пределами той страны, где находится вуз.**
Языки (1): количество языков, которые воспитанник должен знать к концу обучения.**
Количество преподавателей, имеющих степень доктора наук (5): процент штатных наставников, обладающих докторской степенью.
Исследовательский рейтинг по данным FT (10): вычисляется на основании числа статей, опубликованных работающими на данный момент штатными преподавателями в 50 избранных отраслевых и академических журналах с января 2016 по октябрь 2018 года. Ранжир учитывает как абсолютное количество публикаций, так и показатель, зависящий от размеров коллектива.
Рейтинг ответственности бизнеса перед обществом (3): доля учебных часов в составе базовых курсов, посвященных ответственности компаний перед обществом, социальным, этическим и экологическим вопросам.
При работе с тремя критериями, касающимися гендерного состава, максимально возможную награду получают вузы с соотношением 50:50 (мужчины/женщины).
* - учтены данные класса 2015 года и одного или двух предшествующих ему курсов (если таковые доступны).
** - завершение обучения пришлось на период, ограниченный июлем 2017 и июнем 2018 года.
*** - хотя мы видим разницу между китайскими и тайваньскими наставниками и студентами, при выделении разнообразия в пределах Китая таких ярких особенностей не наблюдается.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult