Повторение заданий на восприятие прочитанного очень похоже на разбор задач из раздела Critical Reasoning. Как и в случае с критическим рассуждением, проработку всех упражнений нельзя назвать одинаково полезной. К числу наиболее важных вопросов списка «посмотреть потом» относятся те, что вызвали у вас легкое затруднение. Задания «на 800 баллов» отбрасывайте без всяких сомнений, но непременно уделите дополнительное внимание тем задачам, которые вам практически покорились. Именно из них вы сможете извлечь наиболее полезные уроки.
Каждый раз, закончив работу с набором упражнений из серии Reading Comprehension, откладывайте их на несколько минут (или ни день), а затем просматривайте еще раз. В идеале это нужно делать до проверки: отсутствие информации о правильности ответов заставит вас внимательнее изучать все предложенные варианты.
Начинайте с повторного решения задачи. Тратьте на это столько времени, сколько необходимо. Работая над сложным вопросом на детали, можно вернуться к отрывку и снова выделить или подчеркнуть подробности. В результате вы можете выбрать иной ответ или убедиться в правильности исходно отмеченного варианта. Или даже начать сомневаться, несмотря на более долгий труд над решением. В подобных случаях сначала смотрите верный ответ, а затем читайте пояснения. Представьте, смогли бы вы справиться самостоятельно или нет, и лишь после этого обращайтесь к комментарию.
Пробежавшись по заданиям второй раз, подумайте, что нужно запомнить. Да, точно такой же вопрос на GMAT вы не встретите, но аналогичные отрывки, задачи, верные и ошибочные варианты используются в тесте постоянно. А теперь о том, как нужно делать заметки, которые помогут вам справиться со сходными заданиями на экзамене.
Составление конспекта для повторения раздела Reading Comprehension
Львиную долю задач этапа Reading Comprehension можно разделить на общие и конкретные. Общие вопросы могут касаться основной идеи или цели всего отрывка или одного-двух абзацев. Получение верных ответов здесь зависит от успешного выполнения следующих действий:
- Определить, какие из частей пассажа относятся к общей концепции, а какие содержат уточнения (и как они все вместе формируют общую мысль).
- С уверенностью отбросить неверные варианты, так или иначе не вписывающиеся в контекст отрывка.
Прорабатывая общие задания, сначала взгляните на весь текст или абзац под другим углом. Возможно, вам стоит записать, сколько времени тратится на знакомство с пассажем; если вы медленно читаете, подумайте, какие части отрывка можно спокойно проигнорировать и почему.
Правильный ответ на общий вопрос, согласно GMAT, должен логично обобщать основные моменты. Зная верный вариант для повторно рассматриваемого задания, обозначьте эти базовые пункты и обратите внимание, как они подтверждаются подробностями.
Проделывая это, вы каждый раз будете узнавать что-то новое о поиске основной идеи во время чтения пассажа. Если нечто бросается вам в глаза, делайте краткие заметки.
Вот несколько примеров того, как они могут выглядеть в зависимости от текста и конкретного задания:
- Основная идея выражена дословно в конце первого абзаца!
- В первом абзаце представлен удивительный факт, в остальных частях разными путями объясняется, почему в этом на самом деле нет ничего поразительного. Поэтому главная мысль совмещает эти два момента: сюрприз явно есть, но в действительности это не так.
- Если что-то упоминается только в последнем абзаце, то оно точно не может быть основной идеей, даже если напоминает «вывод».
Теперь взгляните на ответы. Убедитесь, что вы можете подробно рассказать, почему каждый из неверных вариантов ошибочен. Иногда все будет очевидно. Сосредоточьтесь в своих заметках на тех ответах, что вас смутили, особенно, если вы сделали выбор в пользу одного из них!
Заставляя себя размышлять (и записывать), почему ошибочные варианты неверны, вы каждый раз учитесь распознавать и избегать ловушки такого типа. Даже если вы не попались в них сегодня, вам все равно не помешает познакомиться с ними до экзамена.
Вот несколько распространенных поводов отбросить вариант, отвечая на общие вопросы:
- Слишком конкретно: этот момент обсуждается только в части отрывка.
- Слишком размыто: текст касается лишь одного аспекта или примера, а не всей проблемы.
- Слишком много суждений: в неверном варианте используются слова «argues», «disagrees», «proves», «contrasts» и т. п., хотя сам текст практически нейтрален.
Составление конспекта для зданий Specific Detail или Inference
Все вопросы на подробности в GMAT схожи между собой, и не важно, спрашивается в них о том, что прямо упоминается в тексте, или о чем-то лишь подразумеваемом. В любом случае, правильным вариантом будет утверждение, которое можно доказать, используя только информацию из отрывка.
Если говорить о зданиях типа Detail, то ответ должен быть более или менее четко прописан где-то в самом пассаже. Во время проработки вашей основной задачей является поиск «доказательства» для выбранного варианта. Если вам попадается что-то неожиданное в доводе или в его связи с верным ответом, отметьте это в своем конспекте! Вы его пропустили или неправильно интерпретировали? Если да, то как и почему? Информация о том, что заставило вас отказаться от нужного варианта, поможет вам усовершенствовать собственную логику.
А теперь взгляните на неверные ответы. Объясните, почему каждый из них ошибочен. Если какой-то вариант привлек ваше внимание или удивил, особенно если вы выбрали его, оставьте заметку об этом. Во многих заданиях на восприятие прочитанного есть ошибочные по предсказуемым и понятным причинам ответы. (К примеру, часто встречаются ловушки, использующие лексику, сходную с языком пассажа, но при этом имеющие противоположное значение). Укажите все, что вы узнали о потенциально неверных вариантах.
Если вы ответили на вопрос неправильно, выясните два момента: что заставило вас выбрать именно этот вариант, и что помешало отдать предпочтение нужному пункту. Возможно, вы просто ошиблись при чтении (или даже вообще не добрались до данного варианта!). Но так вы все равно поймете, какие оплошности вы склонны допускать. Запишите все свои выводы для дальнейшей работы.
Растянутое по времени повторение Reading Comp
Итак, вы выполнили все упражнения для раздела «Восприятие прочитанного» и хорошо понимаете, как читать каждый отрывок, и как отвечать на вопросы. У вас появились заметки о том, почему верные ответы правильны, а ошибочные варианты нет, и как избежать оплошностей в дальнейшем. Перейдем к следующему этапу.
Дважды в неделю просто пробегайте глазами полный список проблем со всеми вашими замечаниями по выполненным в прошлом упражнениям. Обращайтесь к нему, когда у вас появляется несколько минут свободного времени. Решать все заново при этом не нужно. Ваша задача — воскресить в памяти заметки и выделить любые бросающиеся в глаза шаблоны, а также, возможно, подумать над тем, какие задания требуют повторения в будущем.
Один раз в неделю (если вы концентрируетесь в основном на RC) или от случая к случаю (если RC нет среди ваших приоритетов), возвращайтесь к журналу неудач и снова решайте упражнения, оставленные на проработку. Пользуйтесь таймером и старайтесь не заглядывать первым делом в ответы. Со второй попытки вы нашли верный вариант? Это хороший знак: вы усвоили нужные уроки. Снова промахнулись? И это неплохо: теперь понятно, что нужно выполнить еще несколько заданий того же типа.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult