GMAT — это комплексный экзамен. Он похож на академический тест — математика, грамматика, логические рассуждения, — но в действительности это не так! По сути, он проверяет ваше умение мыслить, как руководитель.
Мышление управленца (Executive reasoning) — это официальный термин для обозначения способности к принятию любых решений в условиях сложной и постоянно меняющейся ситуации. И поскольку программы высшего менеджмента заинтересованы в проверке подобных навыков, GMAT имеет большое значение. Вам необходимо понять, как это работает, ведь данные знания повлияют как на подготовку, так и на сдачу экзамена.
Да, разумеется, чтобы блестяще справиться с тестом, вам нужно разбираться в разных математических и грамматических правилах и темах, — и это сближает его с работами, которые вы выполняли в школе. Но есть здесь одно принципиальное отличие: во время школьных экзаменов учителя проверяли вас на знание определенного материала и умение им пользоваться. В школьных экзаменах не было заданий, с которыми вы заведомо могли не справиться — предлагать их было бы просто бесчеловечно!
Но у GMAT цель совершенно иная. Он, скорее, выявляет, насколько хорошо вы умеете принимать решения относительно того, на что стоит тратить свои ограниченные силы и время, а на что — нет.
Иначе говоря, GMAT должен оценить, насколько качественно вы принимаете серьёзные решения. Ведь ни один хороший бизнесмен не станет инвестировать в каждое предприятие, попадающее в поле его зрения. Да, он оценит каждую из открывающихся возможностей, но воспользуется он только некоторыми из них, отвергнув все остальные. Примерно тем же вам предстоит заниматься и на GMAT. Да, вам придется вложиться в большинство предложенных заданий, но некоторым из них вы все же ответите «нет» — особенно сложным или требующим слишком много времени на решение. Они в буквальном смысле слова станут неудачной инвестицией.
Таким образом, на GMAT вы встретитесь с вопросами, на которые — по замыслу создателей теста — не сможете ответить. Каким образом? GMAT — это адаптивный тест; то есть он подстраивается под вас по мере прохождения экзамена и выдает более сложные или более простые задания, основываясь на том, как вы справляетесь. В идеале вы хорошо проявите себя на знакомом материале — там, где сможете найти ответы за разумное время. Что получите в награду? Слишком сложные задания — либо требующие массу времени на решение, либо настолько непростые, что вы не справитесь с ними вообще никогда.
И как быть? Если вы включите «школьный подход», то будете упорно искать ответы даже на те вопросы, которые вам действительно не по зубам. Потратите на это массу времени, а потом станете в спешке доделывать другие задания. В результате пропустите даже те задачи, где ход решения вам хорошо известен, и результат скатится вниз. Это все равно, что спустить годовой бюджет предприятия к августу и сидеть без денег на ведение дел с сентября по декабрь.
А вот «деловой подход», напротив, приведет вас к успешной сдаче экзамена. Не пропустите момент, когда тест доберётся до вашего «потолка»! Определите это как неудачную инвестицию и пропустите данное задание (и лучше сделать это сразу, не теряя слишком много времени). Выберите ответ — любой! — и двигайтесь дальше.
Перенесите этот подход и на подготовку. Если вы по-настоящему ненавидите какие-то темы, сразу решите, что не будете ими заниматься. Встретив такую «возможность», вы просто обойдете ее стороной (быстро поставите ответ наугад и отправитесь вперед). Небольшая оговорка: нельзя игнорировать большие пласты материала. К примеру, не нужно отбрасывать всю алгебру — без нее пострадает существенная часть раздела Quantitative. А вот обойти какой-то раздел — скажем, абсолютные величины и прогрессии — вполне можно.
Начните формировать у себя бизнес-подход прямо сейчас. Не обязательно решать всё. В процессе работы над тестом нужно просто выбирать наиболее выигрышные варианты. Решив отказаться от определенной «инвестиции», разделывайтесь с ней как можно быстрее, а потом забывайте об этом — не тратя ценные ресурсы на авантюры! Переходите к следующему заданию, получая удовольствие от того, что действуете именно так, как и собирались, — принимаете взвешенные решения о том, с чем работать, а с чем — нет.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult