Как только открывается приём на MBA, все усилия и внимание студентов предсказуемо переключается на вопросы, связанные с эссе. Однако не стоит умалять значение стратегий, позволяющих получить внушительные рекомендации, и откладывать данную задачу в долгий ящик. Особенно актуальным это становится сейчас, когда вызванные пандемией Covid-19 проблемы внесли сумятицу во все планы и перспективы.
Поскольку рекомендательные письма — это единственный элемент пакета вступительных документов, создаваемый не вами, им отводится значительная роль: продемонстрировать, как вас воспринимают те люди, которые имеют право оценивать вашу кандидатуру. Следовательно, мнения выбранных вами в «адвокаты» персон — благодаря силе, вдумчивости и энтузиазму высказываний — становятся важнейшим компонентом вашей заявки.
Можно с уверенностью сказать: качественная характеристика из первых рук действительно способна повлиять на решение о приёме. Бывают отзывы, которые становятся кусочком паззла, подтверждающим способности абитуриента, но есть и другие — вызывающие разочарование своей посредственностью, банальностью и недостатком деталей, и не способные никак подкрепить профиль. Зачастую они грешат слабым содержанием, отсутствием конкретики, скучными примерами или недостоверностью утверждений, касающихся умений и достоинств кандидата.
Итак, что можно сделать для получения максимально удачных рекомендаций? Вот 5 основных советов, которые помогут вам заручиться качественными и полезными отзывами.
5 стратегических шагов к получению отличных рекомендаций
1. Найдите тех, кто хорошо вас знает.
Убедительные письма полны подробностей и живых примеров, наглядно подтверждающих личные качества кандидата. Рекомендателю стоит рассказать о высоком качестве вашей работы, конкретных достижениях, росте в сфере управления или лидерства и потенциале для успешного обучения в бизнес-школе и не только. В идеале этот человек должен быть вашим непосредственным руководителем. (Особенно это актуально для рекомендательных писем в HBS, например). Если же вы не можете обратиться к нему с такой просьбой, поищите того, на кого вы трудились в недавнем прошлом, и кто имеет собственное представление о ваших сильных сторонах, чертах характера и способностях. Возможно, подойдет косвенный начальник — человек, контролировавший проект, над которым вы трудились, руководитель смежного отдела или клиент (в особенности, если вы работаете на себя). Также можно рассмотреть кандидата, взаимодействующего с вами за пределами основной занятости — там, где вы оказываете заметное влияние на какие-то процессы (речь о волонтёрстве или безвозмездной помощи, например). Такое мнение станет неоспоримым подтверждением того, что вы сможете сделать существенный вклад в развитие сообщества во время обучения.
2. Попросите рекомендателей стать вашими «адвокатами».
Печально, когда отличный пакет документов оказывается испорчен равнодушной характеристикой. Один из способов добиться успеха и привести к нему своего рекомендателя — поинтересоваться, чего он хочет: «стать вашим адвокатом» или просто «сочинить отзыв». Это очень разные вещи, и ответ на данный вопрос (особенно, если вы можете увидеть реакцию лично) будет крайне показателен. Вам нужен человек, который уделит время созданию одобрительного и вдумчивого письма с подробными примерами, иллюстрирующими ваши лидерские качества, умение работать в команде и вести презентации, а также качества и нюансы, которые превращают вас в поистине выдающуюся личность. Вам придется поработать над этими отношениями, поведать ему о ситуации, вызвавшей у вас желание получить степень MBA, о своих долгосрочных планах и о ключевых темах, которые вы освещаете в своей заявке.
3. Не гонитесь за престижем.
Ошибкой является, к примеру, получение рекомендаций от генерального директора компании, с которым вы никогда не работали — даже если вы знакомы, и даже если он уверен, что вы прекрасный сотрудник. Да, этот человек может написать благосклонную характеристику, но она, скорее всего, окажется слишком общей. Разумеется, если вас с генеральным директором или топ-менеджером связывают по-настоящему тесные рабочие отношения, то он станет превосходной кандидатурой. Однако если ему не удастся привести конкретные примеры вашей деятельности или детально описать ваши навыки и потенциал, то лучше поискать кого-то другого. Приёмные комиссии MBA сложно впечатлить громкими именами или витиеватыми титулами, если очевидно, что трудиться непосредственно с рекомендателем вам не приходилось.
4. Выбрав авторов, сядьте и проинструктируйте их.
Они могут быть выдающимися профессионалами, но не стоит рассчитывать, что им доподлинно известно, чего вы от них ждёте. К примеру, если вы трудитесь в технической отрасли, то ваш босс, возможно, никогда не учился в бизнес-школе (в отличие от тех, кто работает в сфере консалтинга, скажем). Направьте своих рекомендателей в нужную сторону, рассказав им о процедуре, подчеркнув важность вдумчивости, подробностей и примеров, касающихся конкретных ситуаций и ваших достижений. (Не рассчитывайте, что они помнят о каждом вашем профессиональном успехе — им хватает и своих дел). Подобное обсуждение — ключ к последовательной и логичной заявке. Кроме того, такой диалог может стать источником новых идей и точек зрения, ранее не приходивших вам в голову. Только не пытайтесь диктовать им, что следует написать — вам нужны реальные отзыв ваших рекомендателей. Вы должны просто наставить их во время личного контакта, познакомить со своим резюме и напомнить о достижениях и о тех моментах, когда вам удавалось продемонстрировать выдающееся мастерство.
5. Не ограничивайте их во времени и оставайтесь на связи.
Дайте своим рекомендателям хотя бы месяц на размышления. Не думайте, что они справятся с задачей за неделю, особенно в разгар летних отпусков. Оставайтесь всё это время на связи, регулярно напоминая о себе и проверяя, помнят ли они о приближающихся дедлайнах. Мы нередко слышали о звонках в приёмную комиссию от паникующих кандидатов, которым не удаётся получить характеристики вовремя из-за того, что их авторы находятся там, где нет интернета. Достаточное время, регулярные контакты и взаимопонимание помогут вашим рекомендателям проявить себя с лучшей стороны. Всем приходится увязывать различные обязанности, к которым добавляется ещё и ваш дедлайн, поэтому вам нужно постоянно оставаться на виду (избегая навязчивости, разумеется).
К числу наиболее важных ингредиентов успеха бизнес-лидера относятся регулярно поддерживаемые отношения. Поэтому, несмотря на результаты, выделяйте время на общение со своими рекомендателями и будьте искренне благодарны за ту поддержку, которую они вам оказывают. Если вы поступите, они непременно захотят поздравить вас, а если нет, то вам снова потребуется их помощь, когда вы решите предпринять следующую попытку.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult