Неважно, говорите вы на английском с рождения или это ваш второй (третий или даже четвертый!) язык: задания на лексику, а также вопросы из разделов Sentence Equivalence (SE) и Text Completion (TC) всё равно могут вызывать у вас затруднения. Однако это нельзя назвать препятствием даже без заучивания тысяч новых слов. Вот 4 стратегии, позволяющие компенсировать слабости и играть на своих сильных сторонах:
№ 1: Изучите странности английских идиом
Рассмотрим пример задания с использованием идиом:
My boss is not only cheap, but positively _______________.
Слово but называется «поворотным» и служит индикатором некого контраста. Кроме того, слово positively находится прямо перед пробелом. Обычно оно подразумевает что-то хорошее. В совокупности эти два ключа указывают, что вам нужно вставить нечто вроде generous или charitable — прилагательное должно быть антонимом для cheap и при этом служить положительной характеристикой.
Если логика такого решения вызывает у вас сомнения, то вы правы. Технически объяснение логично, но вот английский язык таким свойством не обладает. На место пробела следует внести слово с негативным оттенком, скажем, stingy. Да, but подразумевает противопоставление, однако вся идиома not only X but also Y всегда используется для усиления идеи.
Более того, слово positively далеко не всегда так положительно, как кажется на первый взгляд. Оно просто усиливает стоящее рядом определение — по аналогии с highly и absolutely — даже если оно носит негативный оттенок.
В процессе подготовки вы познакомитесь и с другими странностями английского языка. Столкнувшись с выражением, имеющим совершенно иное значение, чем кажется на первый взгляд (или с идиомой, смысл которой напрямую зависит от окружающих ее слов), выпишите его на флэш-карточку и регулярно обращайтесь к ней. Не стремитесь делать все идеально с первого раза, вам нужно просто обезопасить себя от повторения ошибок.
№ 2: Обращайте внимание на контекст
Да, можно, конечно, выучить массу слов из словаря GRE, просто запомнив их определения. Но создатели теста знают, что именно к этому все и стремятся. Поэтому они иногда дают задания, которые невозможно решить, полагаясь только на память. В таких случаях необходимо учитывать ещё и контекст.
Вот задание из разряда Sentence Equivalence (выберите 2 ответа), построенное как раз по такому принципу:
The suspect was hoping the expert witness would corroborate his story, but instead she proceeded to _______ his account of what happened.
- (A) disabuse
- (B) gainsay
- (C) contradict
- (D) rebuff
- (E) abjure
- (F) precipitate
Перед обращением к вариантам ответов вы уже должны догадаться, что пропуск нужно заполнить чем-то вроде reject. К сожалению, 5 из 6 предложенных слов (за исключением precipitate) могут передавать именно такой смысл. Чтобы выбрать 2 правильных варианта, вам нужно знать не только значение выражений, но и контекст, в котором они обычно используются.
Слово disabuse подразумевает отрицание: человек, избавляющий от иллюзий, отклоняет чьи-то убеждения. И в английском оно используется примерно так же: вы всегда отвращаете кого-то от веры в некую идею. Но не отвергаете само представление.
I disabused my cousin of the frivolous notion that Santa Claus was real.
Слово rebuff — это тоже отказ, однако здесь речь идет об отклонении предложения (как правило, предложения дружить или встречаться).
She asked her new coworkers to join her for dinner on Friday, but she was rebuffed.
Abjure — это тоже определенная разновидность отказа — только от своих более ранних убеждений. Вы не затрагиваете представления других людей и не отклоняете описание — как в приведенном выше задании.
After the fortune-teller's predictions of wealth and success proved false, he abjured astrology and became an investment banker.
Соответственно, всего два варианта из нашего задания подходят и по значению, и по контексту: contradict и gainsay. Оба слова подразумевают отказ, а если точнее, то возражение против высказывания или заявления. Следовательно, это и есть два верных ответа.
The suspect was hoping the expert witness would corroborate his story, but instead she proceeded to [contradict / gainsay] his account of what happened.
Чтобы лучше справляться с заданиями типа TC и SE, нужно разобраться не только в словарных определениях слов, но и в том, как они употребляются. Зачастую пара фраз, имеющих практически идентичные толкования, применяется в очень разных ситуациях. Ваша задача — усвоение лексики в контексте. Записывая новое слово, дополняйте его 1—2 примерами, демонстрирующими верное употребление выражения. А потом обращайтесь к Google, чтобы посмотреть, как используют его обычные люди. Если оно часто применяется в конкретной ситуации, зафиксируйте это. А если вы еще и допустили ошибку в задании, не вникнув в контекст, обязательно запишите данный пример на флэш-карточке.
№ 3: Учите фундаментальную лексику
К счастью, GRE не занимается проверкой наименее известных фраз. (По данным некоторых источников, в английском языке более миллиона слов. Попробуйте-ка запомнить их все!) GRE затрагивает лексику, свойственную формальным или учебным текстам — то есть именно тот язык, который вы будете использовать в вузе.
Однако списка слов, которые вы должны знать, разработчики теста не приводят. Так как же выделить фразы, входящие в эту категорию? Не имея четких указаний, вы можете выучить десятки или сотни выражений, которые вряд ли появятся в тесте, и пропустить более распространенные. Поскольку вы никогда не учились в вузе (и это понятно!), вам вряд ли придет в голову, что fortuitous — это очень ценное слово, а pelf встречается в GRE значительно реже. Следовательно, вам нужен словарь, составленный кем-то более опытным. Обратитесь к специалистам по подготовке к GRE или посетите курсы!
Значительно сложнее понять, насколько длинным должен быть перечень. Его объём зависит от двух нюансов: какие баллы вы хотите получить, и сколько времени на занятия у вас осталось? Выделите по 30 минут в день на изучение лексики в течение недели, а потом проверьте себя. Сколько новых слов вам удалось по-настоящему усвоить? Настраивайтесь еженедельно на то же количество — начиная с текущего момента. Только не забудьте оставить 1—2 недели перед самым тестом на повторение уже пройденного материала!
№ 4: Читайте всё наоборот
Давайте представим себе логику создателей заданий для теста. Если бы нам доверили составление лексических заданий для GRE, мы бы первым делом написали очень простое предложение, построенное вокруг выбранного слова.
When teachers have to follow a rigid curriculum, they feel undermined.
Затем мы бы подумали, какие ключи мне нужно добавить, чтобы ответ стал единственно верным. Как указать на то, что правильным будет именно undermined, а не depressed или furious?
When teachers are forced to follow a rigid curriculum designed by people who don't understand teaching, they feel undermined, since they prefer being creative over following a mandatory set of lessons.
Благодаря дополнительной информации undermined становится логичным выбором для данного предложения.
И наконец, мы бы попытались сделать предложение ещё более трудным. Добавили бы ненужные детали, усложнили бы лексику, «спрятали» бы ключи или нарушили бы структуру предложения. Ну, или применили бы все эти приёмы.
Oftentimes, when administrators force teachers to cleave too closely to a federal curriculum, those teachers feel undermined, because the mandatory curriculum curbs their sense of being creative and dynamic educators.
Вот теперь перед вами предложение, которое может попасться на реальном экзамене!
Сдавая GRE, нужно следовать той же логике, только в обратном порядке. Не стоит читать строго слева направо, вдумываясь в каждое слово. Лучше начните «читать наоборот». Что это значит? «Раздевайте» предложение, убирайте лишние детали и добирайтесь до сути и до ключей.
Вы сможете справиться с заданиями Text Completion и Sentence Equivalence!
Итак, мы рассмотрели 4 рабочие стратегии, позволяющие повысить оценку за работу с лексикой на GRE.
- Cоставлять список слов и фраз, которые ввели вас в заблуждение при первой встрече во время подготовки к тесту;
- Обязательно указывать контекст при работе с новыми словами;
- Провести анализ, найти хороший источник базовой лексики и не пытаться выучить весь язык;
- Практиковаться в разборе и упрощении предложений во время чтения.
Вы хотите попасть в университет, поэтому рассматривайте происходящее, как дополнительную возможность. Используя идеи, представленные в этой статье, в качестве отправной точки, ищите собственные слабости в области академической лексики и составляйте план по их устранению. К началу занятий вы будете полностью подготовлены к выполнению всех требований своей программы!
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult