Когда в начале 2020 года в Европе началась вся эта история с COVID-19, все игроки бизнес-образования напряглись. Казалось, мало каким ещё организациям грозят столь же серьёзные последствия, как и бизнес-школам: ведь здесь аудитории всегда полны студентов, а преподаватели постоянно летают из одного уголка земного шара в другой. Да и бизнес-модель всегда строилась на идее о том, что высочайшее качество образования можно обеспечить только с помощью личного взаимодействия. С распространением же смертельно опасного респираторного патогена этот принцип тут же перестал казаться столь привлекательным.
Очень быстро пришло понимание, что жизнь для вузов уже не будет прежней, и они плавно сменили направление деятельности, переведя преподавание в онлайн-режим. А в лучших заведениях были даже разработаны совершенно новые гибридные модели, столь успешные, что их стали расценивать как программу действий на будущее.
Несмотря на потенциальную уязвимость, бизнес-школы оказались, пожалуй, в наиболее удачном положении для внедрения собственного способа выхода из кризиса. Они учат людей развиваться в условиях нестабильности и неопределенности, поэтому не удивительно, что они попали в «свою стихию», когда пришлось справляться с реальной катастрофой. И они прошли эту проверку. Zoom стал стилем жизни, упорное нежелание переходить на удаленное обучение исчезло, новые технологии быстро получили финансирование, и произошел обмен лучшими наработками.
Реакция переживших бурю бизнес-школ на неопределённость привела бы их профессоров в настоящий восторг: время, когда другие теряют голову, лучше всего подходит для инноваций и формирования собственного будущего.
Вот 5 европейских вузов, на которые следует обратить внимание в этом году — и не только.
NEOMA, Париж, Реймс и Руан (Франция)
Устали от Zoom? В NEOMA — бизнес-школе с кампусами в Париже, Реймсе и Руане — с самого начала пандемии знали, что длительное обучение в режиме видеоконференций сложно будет назвать приятным. Как быть? Пришлось ускорить разработку единственного в своем роде в Европе виртуального кампуса.
Потрясающая вещь: остров в стиле Minecraft со зданием кампуса, состоящим из 80+ комнат, аудиторий, классов, переговорных и кабинетов, где студенты и преподаватели создают себе двойников-аватаров, а затем ходят на лекции, презентуют свои проекты, болтают и ведут совместную работу.
Разработка цифрового кампуса началась еще до вмешательства COVID. «У нас несколько корпусов, но зачастую нам нужно собирать всех людей в одном месте, поэтому мы хотели получить что-то подобное для проведения ежедневных мероприятий», — поясняет представитель школы. Когда университеты начали закрываться, NEOMA и ее партнеры из Laval Virtual просто ускорили процесс.
В результате получился проект, оставляющий впечатление, словно вы заглянули в будущее. Профессор может читать лекцию, глядя на аватары своих студентов, сидящие на скамьях аудитории, а слушатели — присутствовать на занятии и получать обратную связь от сокурсников. Пропустив групповое обсуждение, можно подойти к коллеге и попросить у него нужные материалы. Доступен здесь и язык жестов: рукопожатие, кивок, аплодисменты или пожимание плечами.
Любой аватар всегда имеет право подключиться к виртуальному компьютеру и воспользоваться интернетом прямо в классе. Да, это не реальная жизнь. Но чертовски на нее похоже. «Такой инструмент создает впечатление, что вы находитесь в каком-то месте одновременно с остальными».
«Пользуясь Zoom, вы очень много внимания уделяете собственному изображению и не всегда слышите то, что говорят. Аватар существует отдельно от вас, поэтому вы можете спокойно пить кофе, а он будет по-прежнему вести себя должным образом». Кроме того, профессора получили возможность использовать режимы диалога и взаимодействия, которые очень сложно реализовать, имея только вебкамеру. А еще это приятнее, чем часами смотреть на экран, заполненный черными прямоугольниками.
И еще виртуальный кампус оставляет простор для спонтанности. «Если вы, ведя урок, хотите поделить слушателей на группы, вам нужно запланировать это заранее, что иногда непросто». В цифровом пространстве можно импровизировать. Если все решили разойтись по углам и обсудить что-то, этому ничто не мешает.
Виртуальный кампус — это не просто временное решение в условиях пандемии. «Это наш четвертый корпус. Да, разумеется, он цифровой, но он актуален. Если вам нужен класс для проведения собрания, вы пользуетесь той же системой, что и в случае с реальными зданиями». И это не единственная реакция NEOMA на пандемию: для виртуальных туров по вузу используются VR-шлемы.
SDA Bocconi School of Management, Милан (Италия)
На первый взгляд, может показаться, что открытие шикарного корпуса в октябре 2019 — всего за несколько месяцев до того, как COVID сковал всю Европу, — было ошибкой. В конце концов, в обозримом будущем значительная часть образования будет находиться в онлайн-режиме, а значит, все эти современнейшие классы и переговорные станут покрываться пылью.
Однако пышное и блестящее новое здание SDA Bocconi хорошо не только снаружи. Еще до начала пандемии итальянская школа поняла, что будущее за гибридами, и потому буквально напичкала корпуса всякой техникой вроде камер в каждой аудитории. И 2020 доказал, что это решение было превосходным.
В Bocconi — объединённой с более крупным университетом — уже было 30 онлайн-программ для руководителей, где преподавали зачастую те же профессора, что и на обычных MBA и MiM. Поэтому, когда в марте 2020 COVID поселился в Ломбардии (первая серьёзная вспышка в Европе), у школы уже появилась возможность быстро адаптироваться: пятничным вечером было принято решение о переходе в онлайн-режим в ближайший же понедельник.
Сейчас, когда онлайн-обучению исполнился почти год, декан школы Джузеппе Сода буквально исполняет миссию евангелиста гибридного образования. «Мы не собираемся заменять очное преподавание онлайн-лекциями, как автомобили когда-то вытеснили лошадей. Эти форматы образования комплементарны!» — восклицает он. Да, многое можно сделать удалённо, но для жизненно необходимого элемента под названием «проблематизация» очное общение полезнее: так проще выразить несогласие и раскрыть иные точки зрения. «Разнообразие мнений бесценно для постижения сложности этого мира. Нужно уметь строить связи».
Декан Bocconi добавляет, что в будущем заведение планирует предложить студентам «менее стандартизированное и более персонализованное» образование, учитывающее все разнообразие современных путей развития карьеры. 12-месячная программа full-time MBA объединяет всего 100 слушателей, разбитых на 2 группы, однако здесь чем меньше, тем лучше. «Мы их всех знаем поименно, — замечает Сода и добавляет, — не думаю, что это было бы возможно, если бы мы набирали по 1000 в год».
Еще одним преимуществом школы можно назвать сам Милан. Последние 20 лет местное руководство с помощью ориентированного на стартапы законодательства занимается привлечением бизнеса, а Bocconi поддерживает эту динамику, формируя инкубатор для молодых компаний. От него, как от средневекового финансового центра, ждут, что он жадно впитает все карьерные ресурсы банковского сектора, оставляющие Лондон после Brexit. Разумеется, Милан — это еще и оранжерея для таких направлений, как дизайн, мода и товары класса люкс. И потому сюда, как магнитом, притягивает со всего мира тех, кто хочет познакомиться с этими секторами поближе.
Все это не могло не изменить город. «Милан превратился в настоящий плавильный котел культур, школа стремится увеличить свою зону влияния в мире», заинтересовывая все больше зарубежных студентов. За последние годы число иностранных абитуриентов выросло на 150%. Можно всерьёз рассчитывать, что в условиях пост-ковидного пространства это место окажется в числе победителей.
Кроме того, Bocconi старается формировать у своих студентов современный стиль мышления. MBA содержит курсы популизма, экономики и геополитики, что обеспечивает всестороннее и глубокое образование. Кроме того, Bocconi вносит свою лепту в благосостояние университета с помощью питающих его солнечных панелей. «Разумеется, прежде всего, мы несём знания, но в то же время приобщаем слушателей к своим ценностям и взглядам на мир. Постоянство, открытость и беспристрастность».
IE Business School, Мадрид (Испания)
Вероятно, некоторые школы открыли для себя возможности, предлагаемые технологиями, лишь в последние 12 месяцев. Но только не IE Business School. Алмазом в короне этой мадридской школы служит WOW-комната, называемая «окном в мир». Здесь расположена огромная (48 кв. м) изогнутая интерактивная стена, использующая моделирование в реальном времени, голограммы, анализ больших данных и систему искусственного интеллекта, считывающую язык тела студентов, распознающую их эмоции и уровень вовлечённости, и использующую большие данные для анализа информации в режиме реального времени. IE использует WOW-комнату для проведения онлайн-лекций с 2016 года.
Школа заранее начала использовать преимущества удалённого обучения. Но опиралась она не только на технологии: параллельно внедрялись новейшие техники преподавания. В результате сформировалась целая философия «liquid learning», которая, по словам заведения, была создана для «поддержания динамики жизни и уникальных потребностей студентов в этом совершенно непредсказуемом, развивающемся и быстро меняющемся мире». Наверное, для полного её понимания нужно вспомнить, каким был старый, статичный, формализованный стиль преподавания, — а затем представить нечто абсолютно противоположное. Это и будет «liquid learning».
Идея заключается в том, чтобы дать слушателям качественное, всестороннее, личностно ориентированное образование, совмещающее очные и онлайн-занятия, а также обучение в течение всей жизни. Здесь активно используются обратная связь, совместная работа, перевёрнутые классы, персонализация, активное обучение, обсуждения, геймификация, сотрудничество и другие современные методики.
«Мы действительно заботимся о том, чтобы наши разработки базировались на научно подтверждённых данных, и оказывали на учебный процесс только позитивное влияние. Университеты понимают, что будущее образования на самом деле зависит от методов преподавания», — добавляет представитель школы. Частью всего этого являются технологии, и, говоря так, мы подразумеваем целый мир, который стоит за телеконференциями: класс для Zoom, оборудованный специально для обучения, Miro для мозговых штурмов и многое другое. «Мы хотим сделать образование эффективным, практичным и полностью погружающим слушателей в процесс».
Если вам нужна школа, отлично знакомая с ситуацией и позволяющая взяться за дело сразу после восстановления международных связей, когда студенты начнут летать снова из одного конца мира в другой, то более удачный вариант сложно себе даже вообразить. Уже в сентябре IE откроет новый кампус — эффектную 180-метровую башню, состоящую из 35 этажей, 600 аудиторий, 64 гибких классов, 30 тщательно оборудованных помещений, направленных на поощрение взаимодействия, инноваций и творчества, а также открытых площадок на разных этажах, предназначенных для проведения общественных и культурных мероприятий.
В небоскребе будет располагаться Venture Lab, призванная ускорить создание стартапов, и FabLab для реализации архитектурных и дизайн-проектов. А еще здесь будут спортивные корты, бассейн, комнаты для медитации, тренажёрный и концертные залы.
Все это позволит существенно увеличить количество студентов, и школа твердо уверена, что ей удастся сохранить свою многонациональную атмосферу. IE — это самый интернациональный университет в мире.
ESMT, Берлин (Германия)
ESMT всегда стремится к разрушению привычного уклада жизни. А чего еще можно ждать от бизнес-школы, расположенной в Берлине — европейской столице стартапов? Прошедший год, превративший онлайн-обучение в настоящий мейнстрим, практически вынудил 20-летний частный университет взять быка за рога и, повинуясь новым веяниям и страсти к удаленке, запустить практически уникальную для Европы MBA-программу, на 100% ушедшую в онлайн-режим.
«Мы тщательно изучили массу успешных американских курсов и разобрались в их структуре. Они, в основном, обладают гораздо большей гибкостью, чем те, что сейчас предлагаются в Европе, — замечает заместитель декана по образовательным программам и технологиям Ник Барнивиль. — И мы разработали конструктор. Вы сможете приобретать отдельные модули или блоки предметов по мере продвижения вперёд».
Первой для ESMT программой высшего образования без категории станет 24-месячный курс — при этом на его прохождение студентам будет даваться 5 лет. По задумке школы, плата станет вноситься слушателями ежемесячно, что распределит финансовую нагрузку и повысит доступность образования. В первый набор примут 50 человек, со временем эту цифру планируется довести до 150.
Студенты получат возможность дополнить базовые курсы, вставляя персональные тренинги в зависимости от своих карьерных устремлений, или пройти глобальный модуль в Берлине или каком-то ином месте (однако за это придется доплатить). Будучи членами группы GMAC, слушатели онлайн-MBA от ESMT также получат доступ к «мелким сетевым онлайн-курсам», проводимым любой из 30+ школ содружества. «Мы действительно даем людям шанс создать собственную программу, предоставляя им больше свободы, чем другие игроки современного рынка».
Когда континент оказался захвачен COVID, ESMT не стала терять времени даром. Являясь членом Future of Management Education Alliance, она, наравне с двумя другими школами из нашего списка (IE и Imperial), взялась за дело. «Пока пандемия бушевала, мы сформировали подгруппы FOMA, которые работали над разными проблемами, связанными с преподаванием в сложившихся условиях. Одной из них стала группа гибридных классов. Поэтому мы могли учиться у своих партнеров, а не изобретать колесо заново».
В результате ESMT уже потратила полмиллиона евро на оснащение лекториев для работы в новой ситуации, установив настольные и потолочные микрофоны, системы камер и экранов. По их словам, гибрид уже готов. В будущем «появится группа людей, не способных физически посещать лекции (даже если речь идёт об очной программе) или просто не желающих это делать, — поясняет Барнивиль. — Поэтому те средства, которые мы вложили в гибрид, позволят нам сделать подобный формат одним из стандартных для занятий и предлагать его всем желающим постоянно. Думаю, в будущем это станет нашим стратегическим преимуществом». Затраты уже дали свои плоды. В сентябре ESMT запустил part-time blended-программу — 80% онлайн и 20% очно в пределах 14 резиденций в Берлине.
Кроме того, в 2019 году ESMT открыл собственный инкубатор Vali Berlin, призванный связать студентов, обладающих идеями для стартапов, с обширной экосистемой города. Благодаря завидной прозорливости, школа решила сосредоточиться на образовательных технологиях.
Imperial College Business School, Лондон (Великобритания)
Ростом репутации за время пандемии могут похвастаться лишь немногие университеты. Одним из них стал Imperial College London, известность которого в Соединенном Королевстве за последние 12 месяцев буквально взлетела до небес. Заслуживший мировое признание научный центр (он стал колыбелью нескольких Нобелевских лауреатов) успел поучаствовать как в разработке вакцины, так и в моделировании эпидемиологической ситуации, что произвело серьёзное впечатление на правительство страны.
Неудивительно, что гало-эффект распространился и на Imperial College Business School, где количество заявлений от британских кандидатов в этом году увеличилось на 33%. Она оказалась крайне притягательна для тех, кто связан с наукой, в том числе и для студентов-медиков, воодушевлённых своей борьбой с COVID на получение степени MBA.
Бизнес-школа крепкими узами связана с обширным семейством Imperia, где всех объединяет умение сочетать бизнес-хватку с научными знаниями и работать над извлечением прибыли из своих открытий.
А еще здесь располагается EdTech Lab, которая за последние годы стала местом рождения нескольких ошеломляющих нововведений вроде помощника-чатбота и голографических технологий, позволяющих лекторам находиться в нескольких местах одновременно.
Когда COVID нанес свой удар, профессор инноваций взял на себя ответственность, предположив, что всеобщая неразбериха может послужить катализатором для долгосрочных перемен. Imperial запустила трёх-ступенчатый ответ — стабилизация, укрепление, инновация. Последний пункт касается нововведений, которые продолжат работать и после завершения пандемии.
К примеру, Imperial сформировала «мультимодальный класс», который позволяет разным студентам в одно и то же время посещать лекции и лично, и удаленно. И это не только помогло слушателям продолжить обучение во время карантина. По словам представителей школы, данный канал будет работать и после пандемии. Он сделает программы более гибкими, что поможет привлечь part-time студентов, которые станут получать знания как онлайн, так и лично, безболезненно переключаясь между этими направлениями. Доступ к этой паре «учебных режимов» для MS-программы в области стратегического маркетинга появится уже в сентябре. «Мы надеемся расширить данную сферу, технологии для этого уже есть», — комментируют сотрудники школы.
В 2018 году 5 заведений-членов FOMA (включая Imperial) для запуска платформы онлайн-обучения создали компанию под названием Insendi. И хотя сейчас эта организация стала самостоятельной, Imperial продолжает свое сотрудничество с ней в рамках разработки новых удалённых решений, в том числе добавления асинхронных задач, реализующих социальную, практическую и руководящую составляющие обучения. Во время пандемии к данному проекту присоединилось ещё несколько школ.
Впрочем, интерес к технологиям для Imperial не ограничивается образованием. В октябре 2020 года совместно с Singapore Management University был открыт Singapore Green Finance Centre. Он предназначен для проведения исследований и помощи талантливым специалистам в продвижении проектов по снижению выброса углерода в Азии. Одно можно сказать с уверенностью: Imperial не остановится никогда.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult